Главным событием последних дней в Грузии стал суд над бывшим мэром Тбилиси Гиги Угулавой, который сперва был выпущен из-под ареста, под которым находился около девяти месяцев, однако вскоре вновь оказался за решеткой, будучи приговоренным к четырем с половиной годам лишения свободы.
"Я окончил театральный институт, поэтому за всем этим процессом я наблюдал как за спектаклем. То, что в последние дни происходило в залах грузинских судов, было фарсом, который испортил имидж Грузии в глазах ее граждан и зарубежных партнеров. Даже непосвященные люди задают вопрос: какой закон упразднил конституционный суд и от чего отказался?! Не от того ли, что приняло "Нацдвижение" несколько лет назад? Это действительно так - они посчитали своим успехом упразднение того, что совсем недавно приняли сами. И к моему удивлению, этот успех им засчитался", - цитирует эксперта Мамуку Арешидзе "Квирис палитра".
"Однако Угулава, наверное, не понимает, какую ошибку он допустил - он упомянул слово "оборот". Это очень плохо им аукнется. Взять "оборот" может не только Угулава. Что касается участившихся разговоров о давлении на суд - давлением были действия "Национального движения". Честно говоря, давления такого масштаба я никогда не видел. Я не знаю, разве нормально, что параллельно заседанию суда в прямом эфире показывается митинг, на котором все, кому не лень, оскорбляют судей и суд?! Разве это, как и акция перед домом одного судьи, не давление?! Как назвать поступок "Рустави 2", я даже не знаю. Они окончательно превратились в партийное телевидение, которое на очень высоком уровне исполняет задания партийных боссов", - посетовал Арешидзе.
Внимательно следят СМИ и за перипетиями борьбы вокруг поправок к закону "О Национальном банке". Напомним, что категорически против их принятия выступал президент Георгий Маргвелашвили, который даже наложил на них вето, которое, правда, было преодолено парламентом, и главе государства все же пришлось поставить свою подпись под этим документом. Однако теперь выясняется, что на этом история еще не закончилась.
"Начался очередной раунд борьбы против закона "О национальном банке", который преодолел вето президента. Совместный иск "Свободных демократов" и "националов", который подписали 39 депутатов, во вторник поступит в Конституционный суд. После того как по делу Угулава Конституционный суд пошел против властей, оппозиция надеется, что ведомство Папуашвили признает антиконституционным закон "О национальном банке". Оппозиция утверждает, что отделение от НБГ службы банковского надзора противоречит конституции, и намерена доказать это в суде", - пишет "Резонанси".
Ее позицию изданию изложил представитель "Свободных демократов" Шалва Шавгулидзе, который "утверждает, что между принятым законом и конституцией есть два основных противоречия". "Первое - согласно 95-й статье конституции, НБГ обязан содействовать стабильному функционированию финансового сектора. Для выполнения этой обязанности НБГ должен осуществлять надзор за финансовым сектором. Принятый закон лишает НБГ этой функции и передает ее новому агентству. "НБГ остается конституционно обязанным содействовать стабильному функционированию финансового сектора. Следовательно, новый закон противоречит конституционному требованию. НБГ не сможет выполнять это требование, если не будет иметь контроль над этим механизмом", - отмечает Шавгулидзе. По его словам, второе противоречие заключается в том, что этот закон нарушает установленный конституцией порядок распределения полномочий между ветвями власти. В частности, по конституции, надзор за финансовым сектором должен осуществлять НБГ, правящий орган которого - Совет НБГ - комплектует президент", - излагает его мнение издание.
На фоне этих эпизодов политической борьбы на страницах грузинской прессы регулярно появляются материалы, в которых подвергается критике политика, проводимая правящей коалицией "Грузинская мечта".
"Часть представителей властей находится в эйфории от достигнутых в Китае успехов, другая часть занимается своим делом и пытается избежать ответственности. Парламентское большинство готовится к выборам 2016 года и строительством партии "Грузинская мечта". Все пытаются занять в ней свое место. К сожалению, проблемы страны отошли на второй план. К тому же, власть оказалась настолько неготовой к этим вызовам и проблемам, что по делу Гиги Угулава некоторые члены коалиции вели себя довольно странно - я имею в виду заявления некоторых республиканцев, а также представителей общественности, которые раньше выражали симпатию к властям. На протяжении лет мы повторяли властям, что у них нет системы контрмер и игры на опережение. Это тоже часть пиартехнологии. К сожалению, власти совсем не владеют этой технологией. Как и те дорогостоящие пиаргруппы, которые сотрудничают с властью. В общем, ситуация очень позорная", - приводит мнение Мамуки Арешидзе "Алия".
"Я давно говорил, что во власти много непрофессионалов и саботажников, но никто этого не слышал. Вот и результат - с этой точки зрения дело Угулава является лакмусовой бумажкой. Вы задали правильный вопрос - теряем ли мы признаки государства? Дело в том, что мы идем именно к этому. К несчастью, мы отдаем приоритеты второстепенным делам, а не важным темам. Амбиция, личная жизнь, благосостояние семьи - вот это доминирует, а судьба государства - второстепенна. К сожалению, эта реальность длится уже 25 лет. Западные партнеры считают наше государство страной упущенных возможностей. Те, кто должен заниматься судьбой страны, не хочет этого делать. Поэтому эти люди довольствуются ролью сторонних наблюдателей", - считает он.
В это связи регулярно обсуждается вопрос о том, сможет ли оппозиция воспользоваться сложившейся ситуацией и ниспровергнуть правящую коалицию.
"Для любого взрыва нужны свои условия. Могут пройти разные акции, но не будет тех масштабов, которые предвещают катастрофу. Одного недовольства недостаточно, для социального взрыва нужен лидер. Я имею в виду не одного лидера, а партию, которая возьмет инициативу на себя, чтобы придать этому недовольству направление. В противном случае недовольство будет закрытым, люди будут делиться своими эмоциями друг с другом - и больше ничего. Такой партии и отдельного лидера, которому бы доверял народ, сегодня я не вижу. Разумеется, это может повлиять на судьбу малых выборов, так как в Сагареджо речь идет об одном конкретном регионе. Мы видим, что в Кахетии "националы" не подняли на бунт виноградарей, а сами пришли в регион на фоне и волне протеста", - цитирует Рамаза Сакварелидзе "Резонанси".
"Именно из-за невнимания к интересам народа "националы" оставили такое наследие, что они вряд ли смогут выполнить роль инициатора этого недовольства. Разумеется, некоторая группа приняла их, но есть и второй вопрос - если сейчас речь идет только о пострадавшем от града винограде, то когда действительно начнется сбор урожая в полном масштабе, то многие кахетинцы получат большую выгоду, как и в прошлом году. В Кахетии многие обнаружат, что предложенные им условия для них выгодны. Что касается других регионов, протест может вспыхнуть где-нибудь еще, но для того, чтобы это приняло вид социальной дестабилизации, должен быть кто-то, за кем народ пойдет в этом процессе", - уверен он.
Грузинские журналисты пишут и о проблемах в области образования. В частности, "Резонанси" рассказала своим читателям об обратной стороне медали практики предоставления школьникам государством бесплатных учебников, которые те потом должны возвращать по окончании учебного года. "Министерство образования и науки уже третий год бесплатно раздает учебники в публичных школах. Ученикам раздают как новые, так и использованные книги. В министерстве заявляют, что в школах раздаются только те использованные книги, которые находятся в хорошем состоянии. Однако часть родителей не согласна с такой оценкой. По их словам, при получении бесплатных учебников они сталкиваются с двумя проблемами: часть учебников очень потрепана и не заслуживает высокой оценки, а в некоторых книгах домашние задания уже выполнены ручкой или карандашом", - сообщает издание.
Однако в Минобразования настаивают, что не виноваты в возникновении подобной ситуации. "Да, мы с самого же начала заявляли, что дети получат как новые, так и использованные учебники. Разумеется, речь идет лишь о тех использованных книгах, которые находятся в хорошем состоянии. Для этого министерство образования трижды отправляло директорам письма, спрашивало о нуждах и имеющихся проблемах. Если у какого-то ребенка была подобная проблема и ему досталась непригодная книга, это означает, что директор не обратил внимания на эту проблему - когда дети заканчивают учебный год, они возвращают книги. Мы знаем, что оценивается пригодность этих книг. Министерство просит директоров школ сообщить нам, сколько новых книг им нужно. Следовательно, если у какого-либо ученика оказалась непригодная книга, его родители должны обязательно потребовать новую у директора. Более того, родители могут вообще не брать такой учебник", - цитирует газета представителей этого ведомства.