Главным событием последних дней в Грузии стало обрушившееся на Тбилиси в ночь на воскресенье наводнение, которое, по последним данным, унесло жизни 19 человек.
Один из наиболее обсуждаемых вопросов - можно ли было предвидеть надвигающееся стихийное бедствие и тем самым попробовать не допустить таких трагических последствий?
"В какой-то мере прогнозировать было можно. В стране нет полноценного мониторинга. Несмотря на это, природа предупредила нас. 4 июня мы стали свидетелями стихии в этом ущелье. Если бы структуры по охране окружающей среды, министерство обороны и муниципалитет работали нормально, то можно было лучше подготовиться к этому. Можно было сократить разрушительные последствия и довести до минимума число жертв. Проблема заключается не только в новой дороге и пуске речки в тоннель. Сегодняшние власти ответственны за то, что в прошлые годы они на это не реагировали. С другой стороны, у нас нет системы мониторинга геологических процессов. Кроме того, опираясь на случай 4 июня можно было довести ущерб до минимума", - приводит мнение эксперта по охране окружающей среды Лаши Чхартишвили "Резонанси".
В свою очередь глава управления гидрометеорологического прогнозирования, синоптик Светлана Ниорадзе призналась, что у них не хватает необходимого оборудования, что значительно затрудняет работу метеорологов. "Если бы у нас был радар, мы смогли бы за 2 часа раньше увидеть начало скопления туч. Такой радар стоит очень дорого и без него нам было трудно дать точный прогноз. Но, как я отметила, с его помощью мы на 2 часа раньше бы увидели, что над Тбилиси собирается такая мощная туча", - цитирует ее эта же газета.
При этом синоптик подчеркнула, что нельзя возлагать ответственность за случившиеся только лишь на ее коллег, поскольку прошедшие дожди оказались лишь одним из факторов, которые, в конечном счете, привели к столь катастрофическому наводнению. "Это был действительно сильный дождь. За 3 часа выпало 49 мм осадков, но 4 июня был почти такой же сильный дождь - за один час выпало 48 мм осадков, но последствия были не такими тяжелыми, потому что на этот раз добавились и другие процессы. Все это вместе привело к таким тяжелым последствиям. Дождь был начальным условием, но сход оползня и перекрытие реки Вере сыграли свою роль. Основной причиной был именно гидрологический и геологический процесс, а то в Тбилиси бывали дожди и посильнее. Например, в 2011 году за 3 часа выпало 78 мм осадков, в 2012 году - за 3 часа 93 мм. Еще раньше, в 1972 году за сутки выпало 130 мм осадков. Так что, случившееся нельзя сваливать только на сильный дождь", - резюмировала Ниорадзе.
Активно в прессе обсуждаются и действия властей в разгар стихийного бедствия, при этом далеко не все ими довольны. "Власти встретили стихию абсолютно неподготовленными. Зато подготовленным оказался народ - особенно наша прекрасная молодежь. Моего сына я не могу загнать домой... Молодежь показала, что будущее страны в надежных руках, но правительство показало, что сегодня страна находится в руках опасных людей. Несчастный директор зоопарка испытывает шок и стресс, поэтому нужно было документально перепроверить информацию администрации зоопарка, провести специальные работы, которые диктуют правила. Для чего существует государство? Чтобы без перепроверки доверять полученной информации? Власти должны понести ответственность - хотя бы потому нужно перепроверить информацию, что человек пребывает в шоке и может быть неадекватным в момент передачи информации. Любая информация, которая связана с безопасностью жизни населения, должна проверяться несколько раз", - цитирует лидера Лейбористской партии Шалву Нателашвили "Алия".
Наконец, не только журналистов, но и общество в целом, волнует вопрос о том, какие меры можно предпринять для недопущения подобных трагедий в будущем. "Вообще, все хорошо знают, что стихийные бедствия случаются везде и это несчастье бывало более масштабным в развитых странах, но есть необходимые действия, без которых никак нельзя. Это превенция до стихии и смягчающие меры - после. Что касается превенции - во время градостроительного периода в Верийском ущелье было допущено очень много нарушений, в частности - был нарушен закон о воде, который прямо гласит, что на некотором расстоянии от русла реки запрещается вести какое-либо строительство", - цитирует архитектора-урбаниста Ладо Вардосанидзе "Резонанси".
"Практика строительства тоннелей и мостов идет еще с советского периода, которая вообще не предусматривала максимальную струю воды. Разумеется, направление реки в тоннель неприемлемо, но тут есть и другой вопрос - мы не знаем, очищался ли этот тоннель когда-нибудь. Как говорится, проблема видна тогда, когда повозка уже перевернулась. Но из этого трагического события нужно извлечь пользу", - призвал он.
"Разумеется, часть конструкции эстакады нужно изучить, так как река Вере проходит под землей и никто не знает, подмывает ли она основание эстакады. Исходя из этого, думаю, что на площади Героев в некоторых направлениях движение нужно ненадолго запретить. Во всяком случае, до тех пор, пока река Вере не успокоится и в ней можно будет начать изучение. Для этого есть разные методы, поэтому необходимо увидеть заключение экспертов. Я всегда говорил и повторяю, что строить около реки нельзя. Такой большевистский подход, якобы мы сильнее природы, недопустим. Мы видим, что природа мстит нам, так как с ней нужно обращаться осторожно и уважительно", - резюмировал Вардосанидзе.
Однако даже столь крупное событие, как произошедшее в Тбилиси наводнение не отвлекают прессу от других тем, одной из которых является постоянно обсуждаемое возможное возвращение в политику бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили. В частности, многие задаются вопросом, что может подтолкнуть его к такому шагу?
"Если говорить о желании, насколько мне известно, у него нет такого желания. Политика не была его мечтой и его выбором. В свое время к политике его подтолкнули обстоятельства. Как только появилась возможность, он ушел из политики и не хочет туда возвращаться. Что касается влияния, каждый из нас влияет на политические процессы, разумеется, в разной степени. Естественно, влияние Иванишвили сильнее, но официально в политике он находиться не хочет. Сегодня ответственность за политический процесс полностью лежит на нем. Таково восприятие общества. Если кризис достигнет какой-то определенной точки и станет ясно, что власти не могут справиться с ситуацией, тогда, на мой взгляд, Иванишвили вернется к власти. Я говорю это теоретически, станет ли такой вопрос на практике, я не знаю. Как известно, перед уходом он сказал, что вернется, если что-то пойдет неправильно. Когда он посчитает действия властей критической точкой, есть несколько разных вариантов", - цитирует "Резонанси" бывшего советника премьера Гию Хухашвили.
"Я уверен, что Иванишвили не примет поспешного или необдуманного решения. Если он вернется, то он должен вернуться для объединения страны, а не для разжигания личной неприязни. Если он вернется, то он должен преодолеть свое упрямство и не продолжать постоянные нападки на президента. По моей информации, ему не удается реализовывать свои задумки внутри своей политической команды, что может вынудить его вернуться к власти. Самой болезненной темой сейчас является изменение избирательного законодательства. Я не удивлюсь, если разочаровавшийся Иванишвили решит вернуться в политику и открыто ответить на те вопросы, которые накопились к властям за два года", - считает глава Клуба экспертов Иосиф Цискаришвили.
Не осталось незамеченным журналистами и завуалированное повышение выплат чиновникам. "По постановлению правительства от 15 июля 2014 года определены лица, уполномоченные выдавать премию, появилась необходимость объяснять выдачу премии, введены некоторые ограничения относительно периодичности и размера премии. Но оказалось, что правительству нужно принять новое постановление, которое урегулирует и вопрос надбавок к зарплате. По информации Института свободы информации, в 2014 году на зарплаты штатных сотрудников ушло 1,296 млрд лари, что на 109 млн лари превышает аналогичный показатель 2013 года, и на 247 млн лари превышает аналогичный показатель 2012 года. Несмотря на то, что, по сравнению с 2013 годом сократился размер зарплат и премий, общий рост трудового вознаграждения обусловлен значительным увеличением надбавок к зарплате", - пишет "Резонанси".
"В частности, по сравнению с 2013 годом, в 2014 году выдано на 20 млн лари меньше премий, но резко возрос общий объем надбавок к зарплате - приблизительно на 57 млн лари. В 2014 году надбавки к зарплате превысили 80 млн лари. В то же время, за последние годы в 2014 году зафиксирован самый высокий показатель расходов на внештатных сотрудников - 127,6 млн лари, что на 37 млн лари больше аналогичного показателя за 2013 год. В организации также отмечают, что в 2015 году, после объявления "политики по затягиванию ремней", в первом квартале зарплатные расходы должностных лиц увеличены по сравнению с аналогичным периодом 2014 года", - добавляет издание.
Наконец, еще одним сюжетом, заинтересовавшим прессу, стала спецоперация, проведенная правоохранительными органами в Панкисском ущелье, в очередной раз напомнившая республике об участии ее граждан в конфликте в Сирии.
"14 июня в Панкиси в ходе спецоперации задержали 5 подозреваемых в связи с террористической организацией "Исламское государство". Четверо из них были освобождены, а под стражей остается член организации "Вайнахи за права человека", бывший имам села Джоколо Аюб Борчашвили, которой обвиняется в содействии терроризму и отправке в апреле 2015 года двух подростков для участия в боевых действиях в Сирии на стороне территористов. По информации МВД, с помощью Борчашвили двое молодых людей уже взяли билеты на самолет в Турцию, но были задержаны в аэропорту. По словам, 70% панкисской молодежи связаны с идеологией радикального ислама", - пишет газета "Резонанси".
"Я знаю, кто такие Аюб Борчашвили и все, кого задержали в ходе спецоперации в Панкиси, но пока не хочу никого обвинять, потому что следствие еще не завершено. Но бесспорно, что в ущелье есть люди, которые занимаются идеологической обработкой местной молодежи, созданием маршрутной линии для них в Турцию и оттуда в Сирию - как из Вале, так и из Батуми. Насколько мне известно, в дом Борчашвили в Панкиси явился отец одного из уехавших в Сирию ребят и потребовал вернуть сына обратно. Мы твердили правоохранителям, что в этом направлении нужно что-то предпринять. Я был среди главных критиков, но когда началось блокирование грузиноязычных исламистских сайтов, я понял, что власти работают в этом направлении. Второе - меня очень обнадежило то, что в Сирии и Ираке число наших сограждан сократилось", - цитирует она руководителя Кавказского центра стратегических исследований Мамуку Арешидзе
"Всего воевать в Сирию и Ирак уехало 170 граждан Грузии. Не только из Панкиси, но и из Аджарии и Квемо Картли. Это число сократилось почти вдвое. Не стоит забывать и о том, что хотя в Сирии есть наши сограждане, но некоторые из них не являются гражданами Грузии. К их числу относится и известный полевой командир Муслим Маргошвили, который родом из Панкисского ущелья, но уже является гражданином России, а не Грузии. Есть и другие панкисцы, имеющие гражданство Австрии, Бельгии...", - добавил он.