Вестник Кавказа

Никто не забыт! Ничто не забыто! Братья Саттаровы

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"

Сегодня в России и в мире отмечают 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Важность этого исторического события с каждым годом только возрастает. Память народов бывшего СССР о той войне подкрепляется общими ценностями. День Победы, добытой единством, - возможность отдать дань уважения всем, кто воевал или работал в тылу в военное время. О людях, приведших страну к Победе, вспоминает "Вестник Кавказа". О своем деде рассказывает руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа" Орхан Саттаров.

Мир празднует юбилей победы над фашизмом. Отмечают эту знаменательную дату и в Азербайджане, который занимал в годы Второй мировой войны особое место в расчетах гитлеровской Германии. Об этом сегодня рассказывают и учебники истории, и документальные фильмы, и многотомные научные исследования: захват Азербайджана с его нефтяными месторождениями, обеспечивавшими в те годы, по разным оценкам, от 80% до 90% потребности СССР в нефти и нефтепродуктах, и уникальным стратегическим положением был одной из главных целей гитлеровского плана «Барбаросса». Планы захвата и прорыва на Южный Кавказ были разработаны со всей немецкой тщательностью. В гитлеровском штабе даже назначили день захвата Баку – 25 сентября 1942 года. Немецкая официальная кинохроника сохранила кадры, где Гитлеру подали торт с «выпеченной» на нем Девичьей башней. Только вот, как иронизировали многие, этот кусок торта застрял у «фюрера» в горле – Азербайджан захватить не удалось. Немцев остановили под Моздоком, на реке Терек.

Но все это будет уже потом. А в первые же дни войны в Азербайджане записывались добровольцами на фронт, создавали истребительные батальоны и части ополчения. Потом, уже после Победы, будут названы цифры: на фронт было призвано более 600 тысяч граждан из Азербайджана. Не вернулся каждый второй. Азербайджанцы воевали в рядах РККА, ставшей потом Советской Армией, в составе партизанских отрядов в Крыму, в Белоруссии, на территории стран Западной Европы…
И за каждым из этих исторических фактов – сотни тысяч человек. Каждый – со своей биографией, и военной, и послевоенной.
Остается только удивляться, как порой исторические бури преломляются в истории одной, отдельно взятой семьи.

В нынешнем, 2015 году научная общественность Азербайджана отмечает 90-летний юбилей Магсада Магомедали оглу Саттарова – члена-корреспондента НАНА, доктора наук, профессора, крупного ученого и организатора науки. Его труды, посвященные атеизму и религии, роли ислама в культуре и мировоззрении азербайджанского народа, формированию и изменениям той тонкой материи, которую привычно именуют общественным мнением, заложили основу современной философской школы Азербайджана. Азербайджанская «Википедия» повествует о нем емко и в тоже время скупо. Родился в 1925 году в селе Пойлу, в 1945 году поступил в Азгосуниверситет, нынешний Бакинский государственный университет, который закончил в 1950 году. Указывается, что в 1989 году Магсад Магомедалиевич стал член-корреспондентом Академии Наук Азербайджана, заведовал сначала одним из отделов Института философии и права, затем возглавил кафедру философии НАНА, сыграл выдающуюся роль в формировании научного и кадрового потенциала кафедры истории и философии Азербайджанского Технологического университета.

Но за рамками этого повествования – еще одна страница биографии профессора Магсада Саттарова. Та, которая пришлась на Великую Отечественную войну.

Будущего философа в 1941 году на фронт не взяли по возрасту. Уже в разгар войны, едва закончив десятилетку, Магсад Саттаров поступает в офицерскую школу в Тбилиси. И после короткой подготовки едет летом 1942 года на фронт, где к тому времени советская армия сдерживала натиск вооруженных сил нацистской Германии, Румынии и Словакии в битве за Кавказ.

Магсад Саттаров провел на передовой чуть больше полугода – просто счет времени здесь, на недавно созданном Закавказском фронте, был совершенно иным. Саттаров был одним из участников Моздок-Малгобекской операции, которая сорвала планы нацистов по захвату Грозненского и Бакинского нефтяных районов. Потом, после тяжелого ранения в ходе начавшегося контрнаступления Красной Армии, его отправили в тыл.
Сестра отправилась искать его в Моздок, еще почти прифронтовой, и узнала, что Магсада отправили лечиться в Тбилиси – тот самый город, где он постигал азы военной науки и откуда ушел на фронт.

После госпиталя Магсад Саттаров в действующую армию уже не вернулся. Ранение оказалось слишком тяжелым. А дома ждали хоть каких-то вестей от двух старших братьев Магсада Саттарова – Гафара и Саттара.

Самый старший из них, Гафар Саттаров, родился в 1918 году. В 1938 его призвали в армию, и уже через год – участие в "зимней войне" с Финляндией, прорыве знаменитой линии Маннергейма.В 1941 году Гафар Саттаров, так и не дождавшись демобилизации, отправляется на войну с Германией. Он командовал взводом, был удостоен двух орденов Красной Звезды, медалей. Даже в мае сорок пятого, после Победы, война для него не закончилась – Гафар Саттаров принимал участие в войне с Японией. Домой он вернулся только в 1946 году.

Биография Саттара Саттарова, наверное, могла бы стать основой сюжета целой киносаги. Как и многие его ровесники 1923 года рождения, на фронт он отправился уже в 1941 году, в дни тех самых тяжелейших боев, когда армия просто не успевала развернуть боевые порядки. Потом – окружение, плен, концентрационный лагерь…Его и еще многих заключенных отправляют во Францию, на строительные работы. Вовремя очередного авианалета Саттару Саттарову и еще нескольким узникам, тоже бывшим советским солдатам, удается бежать и присоединиться к французским партизанам.

Сегодня азербайджанские историки называют десятки имен своих сограждан – тех, кто, бежал из концлагерей, присоединялся к европейскому движению Сопротивления. Еще в советские годы на одной из центральных улиц Баку был установлен памятник Герою Советского Союза Мехти Гусейн-заде, воевавшему в одном из партизанских отрядов Югославии. Сегодня по крупицам восстанавливаются биографии тех, кто сражался с гитлеровцами во Франции, в Италии, в Нидерландах… Одним из них был и Саттар Саттаров, боец одного из французских партизанских отрядов.

В родной Азербайджан он вернулся уже после Победы. Где в те далеко не самые либеральные годы выдержал еще один бой – за собственное честное имя. К тем, кто в годы Великой Отечественной войны был в плену, находился на оккупированной территории, власти относились с подозрительностью… Но Саттар Саттаров рассказал фантастическую историю: ему в те дни отступления и окружения в белорусских лесах удалось спрятать свой партийный билет! Опытный боец-партизан уже после войны отправился в Беларусь, нашел дерево, в дупле которого спрятал бесценный документ… Партбилет оказался цел!

А тем временем страна выходила из войны. И бывшим солдатам предстояло вновь входить в мирную жизнь. В том числе и трем братьям Саттаровым, которые вернулись с войны. Это сегодня газеты пестрят статьями о «посттравматическом синдроме», для участников боевых действий разрабатывают курсы реабилитации, с ними работают психологи…Тогда, во второй половине сороковых, было просто не до этого. Но им, трем братьям, удалось выиграть и этот бой – если угодно, с тем, что мы сегодня называем «посттравматическим синдромом».

Магсад Саттаров уже после победы поступит в университет, займется изучением истории и философии, станет одним из крупнейших ученых-гуманитариев. Саттар Саттаров станет специалистом-фармацевтом, будет руководить одной из крупных городских аптек. П ословам родных, они не очень любили рассказывать о войне. Но всегда помнили о том, что пришлось увидеть и пережить.
А сегодня эта великая миссия - помнить, чтобы не повторилось – лежит уже на нас.

16400 просмотров