В РГГУ при поддержке фонда "История Отечества" прошла международная конференция "Научно-образовательная интеграция на евразийском пространстве: современное состояние и перспективы развития", в которой приняли участие исследователи из вузов и научных центров России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Белоруссии.
"Есть много двусторонних проектов, которые выходят за рамки двусторонних отношений. Несколько работ с казахскими коллегами уже издано, и мы продолжаем эту линию – работают российско-казахская комиссия историков и российско-казахская комиссия архивистов. Такие же проекты уже много лет мы осуществляем с Узбекистаном и Белоруссией. Сейчас завершается подготовка первого совместного пособия для студентов, для старшеклассников, для учителей по истории России и Белоруссии", - рассказал президент РГГУ Ефим Пивовар.
В ходе конференции эксперты обсудили актуальные вопросы истории и современного состояния научно-образовательного сотрудничества между странами СНГ в контексте евразийских интеграционных процессов.
Как заявил декан факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института РГГУ Григорий Ланской, изучение вопросов, связанных с историей постсоветского пространства нуждается в комплексном исследовательском подходе: "Этот комплексный подход должен быть связан с привлечением к исследовательской методологии различных областей знания, которые существуют в этой сфере, и тех подходов, которые в ней представлены".
Говоря о значимости проводимой конференции, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин казахстанского филиала МГУ Наталья Калашникова заявила: "Очень знаковое мероприятие проходит в стенах авторитетнейшей научной образовательной площадки, с которой Казахстан связывают давнее сотрудничество. Сам интеграционный проект и те научные исследования, которые проводятся в рамках ЕАЭС, нужно всячески развивать. Этот вопрос связан с гуманитарным сотрудничеством, и задача экспертного сообщества заключается в том, чтобы мы могли на социальных площадках в своих странах рассказывать о тех достижениях, о тех возможностях и тех изменениях, которые происходят в рамках евразийской интеграции".
Замдекана факультета Славяноведения Бишкекского государственного университета имени Карасаева Рахат Ниязалиева акцентировала внимание на работе своего вуза: "Наш университет является главным координатором университета ШОС в Кыргызстане, где обучаются студенты-магистранты. Первый год они проходят обучение в вузах-партнерах, а второй год у нас. Планируется, что они получат двойные дипломы".
О сотрудничестве Москвы и Ташкента в сфере науки и образования рассказал доцент Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Алишер Сабиров: "На сегодняшний день Узбекистан и Россия на двусторонней основе показывают очень неплохие результаты в интеграционном плане, особенно в плане науки и образования. Но есть еще много вопросов, которые надо совместно решать, и в этом плане мы настроены позитивно. Это взаимовыгодный процесс, поскольку любые проблемы, будь то экономика или вопросы безопасности, решаются через науку и образование".
Научный сотрудник Института философии НАН Белоруссии Петр Петровский дал оценку российско-белорусским контактам в сфере образования: "Из всех стран постсоветского пространства, а, может быть, и в мире, Россия и Беларусь наиболее сильно интегрированы. В рамках Союзного государства с 2000 по 2018 годы реализовано 58 научно-технических исследовательских программ. В 2019 году реализовывается семь научно-технических программ. Также имеется достаточно большой корпус договоров и документов по конкретному образовательному сотрудничеству. Много белорусов обучается в России и наоборот. Сейчас мы смотрим предметно и содержательно на формирование совместных программ".