25 человек погибли, и не менее 180 человек были ранены в результате националистически мотивированных нападений в России в прошлом году. Такие данные содержатся в докладе Московского бюро по правам человека, посвященном проблеме ксенофобии. Как заявил руководитель бюро Александр Брод, "среди 27 субъектов, где происходили подобные инциденты, на первом месте Москва, далее Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Воронежская, Калужская и Рязанская области и Республика Коми".
Что касается правоприменительной практики, то она по сравнению с 2012 годом увеличилась. Было вынесено порядка 30 обвинительных приговоров, осуждено 54 человека в 32 регионах.
Однако при этом увеличился и федеральный список экстремистских организаций. «Русские марши» по-прежнему были активны, они охватывали 49 субъектов РФ и собирали под свои знамена и радикально настроенных граждан, и граждан, испытывающих протестные настроения. На этих маршах по-прежнему звучала радикальная националистическая риторика, в том числе и традиционно достаточно жесткая с национальной мотивировкой критика федеральных и региональных властей.
"В своем докладе мы отмечаем, что стратегия национальной политики пока еще больше носит такой бумажный, официозный характер, не воплощается должным образом в региональных программах. Практически ничего не делается по просвещению, воспитанию культуры межнационального диалога, социальной рекламе, специальным программам на телевидении. Пока эти необходимые меры находятся лишь в декларативном состоянии", - заявил Брод.
По оценке политолога Майи Аставацатуровой, "доклад, который подготовлен Московским бюро по правам человека, содержит серьезный фактологический мониторинговый материал. При огромном количестве экспертов мы не всегда наблюдаем за изменением ситуации. А ситуация в национальных отношениях и в конфессиональных отношениях очень эмоциональная, очень гибкая и очень быстро меняется. Поэтому нужно постоянно отслеживать ситуацию. Мы сегодня говорим о новом национализме – это и ксенофобия молодежи, это включение этнического фактора и конфессионального фактора в политические отношения. И это, в частности, проявляется на Северном Кавказе. К сожалению, факты ксенофобии есть и на самом Северном Кавказе".
По словам Аставацатуровой, "национально-культурные организации, национально-культурные автономии должны ставить перед собой более широкие и долгосрочные политические цели. Цели эти состоят в упрочении нашей единой гражданской платформы, нашего гражданского единства. И только через это мы можем сохранить полиэтничное разнообразие России".