В марте исполняется пять лет со дня смерти легендарного бакинца, стоявшего у истоков советской нефтяной и газовой промышленности, рекордсмена активной работы в правительстве СССР Николая Байбакова. Его трудовой стаж - от инженера-нефтяника до зампреда Совета министров СССР и главы Госплана – 70 лет, из которых 40 лет - работа в высших государственных органах.
Основными источниками нефтеснабжения СССР оставались бакинские промыслы. Из-за перебоев с вывозом нефти и нефтепродуктов бакинские нефтехранилища оказались переполненными, нефть девать стало некуда и большое количество скважин консервировалось. Решили нефть добывать, не сбавляя прежних темпов, гнать ее по трубопроводам на перерабатывающие заводы, снимать там энергетическую верхушку, а остаток возвращать обратно и закачивать в нефтяной пласт. Тогда же возникло еще более радикальное решение о быстрой разработке нефтеносных районов между Волгой и Уралом. ГКО обратился к бакинским промысловикам с призывом срочно перебазироваться в необжитые районы для поднятия нефтяной целины. Байбаков был назначен представителем ГКО по перебазированию большого количества нефтяников и техники кавказских районов на Восток. Всего за три месяца почти девять тысяч бакинских нефтяников выехало в восточные районы. На колесах оказался почти весь цвет нефтяной промышленности Азербайджана. «Второй Баку» постепенно набирал силу, а Байбаков продвигался к посту наркома нефтяной промышленности.
Он стал наркомом уже в 1944 году и тут же предложил Сталину перевести оборонные заводы на выпуск буровых станков и другого нефтяного оборудования для промыслов, начав конверсия предприятий. Тогда «вождь нардов» задал Байбакову почти риторический вопрос: «Какими свойствами должен обладать советский нарком?» «Знание своей отрасли, трудолюбие, добросовестность, честность, умение опираться на коллектив…», - перечислял Байбаков. Но Сталин перебил его: «Советскому наркому нужны прежде всего бычьи нервы плюс оптимизм!»
В августе 1955 года Никита Хрущев, ставший после смерти Сталина первым секретарём ЦК КПСС, предложил Байбакову возглавить Госплан. Тот стал отказываться, мол, не экономист и с планированием хозяйства огромной страны не справится. Аргумент Хрущева был железный: «А я разве экономист? Я, что ли, разбираюсь в планировании? А ведь руковожу всей экономикой страны».
Одним из основных достижений Байбакова на посту главы Госплана считается генплан реконструкции железнодорожного транспорта СССР, предусматривавший переход с паровозной тяги на электровозную и тепловозную. Реализация такого плана позволила в несколько раз повысить КПД железнодорожных перевозок.
Но с Хрущевым у Байбакова отношения складывались не слишком гладко. Когда Хрущев решил заменить министерства совнархозами, Байбаков категорично выступил против ликвидации ключевых министерств - топливно-энергетических, оборонной промышленности, транспорта, сырьевых и машиностроительных: «Если мы ликвидируем министерства, то потеряем бразды правления в экономике. Не будет управления отраслями, развалим хозяйство, разбалансируем экономику», – предупредил Байбаков Хрущева. Тот его не послушал и вскоре перевел с поста руководителя советского Госплана на должность председателя российского Госплана, а потом и вовсе понизил до руководителя Краснодарского совнархоза.
Через пару лет прогноз Байбакова сбылся – совнархозы себя не оправдали, и их начали укрупнять. Шесть северокавказских совнархозов объединили в один, а управлять им предложили опальному Байбакову. Но поработать в этой должности он успел очень мало – вскоре последовал вызов в Москву и новые посты: председателя Госкомитета по химии при Совмине, главы Госкомитета по нефтедобывающей промышленности при Госплане СССР.
В 1965 году сменивший Хрущева на посту первого секретаря ЦК Брежнев вызвал Байбакова к себе: «Возвращайся в Госплан!» Байбаков вернулся и проработал на должности главы союзного Госплана 20 лет. «Брежнев в первые годы на посту генсека был очень энергичен, и работа его была результативна, но в связи с болезнью его активность значительно снизилась. Ну а затем для народного хозяйства начался самый черный и трагический период. Наша экономическая наука ничего, кроме общих рассуждений о необходимости реорганизации управления народным хозяйством, не предлагала. Вместо нас пришли новые люди, многие из них не имели должного опыта. Приватизация оказалась для нас катастрофой», - считал Байбаков.
В 1985 году он вышел на пенсию, но еще три года работал государственным советником при президиуме Совмина, а потом руководил нефтегазовой секцией научного совета в Институте проблем нефти и газа РАН. Он всегда оставался консерватором, сторонником системы управления советского типа. «Надо уметь сочетать рыночные механизмы с планированием. Поэтому я очень высоко ценю опыт Китая, который продолжает работать по нашей советской системе централизованного планирования и управления экономикой, - утверждал Байбаков. - Нефть и газ кормят страну, а несырьевые отрасли совсем не развиваются. Да и сама нефтегазовая отрасль тоже под угрозой. Весь наш хваленый экономический рост — только за счет проедания созданных в советское время запасов».