Вестник Кавказа

Кумыкские общины в Турции

Камиль Алиев, "Кумыкский мир"

Кумыки — второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, крупнейший тюркский народ на Северном Кавказе и третий по численности народом Дагестана. "Вестник Кавказа" предлагает ознакомиться с материалом о кумыках в современной Турции по материалам издания "Кумыкский мир". Продолжение. Начало см. Кумыкские общины за рубежом: история и современность (часть 1) и (часть 2)

Названия

Кумыки в современной Турции известны под собственным автоэтнонимом "къумукълар" (кумуклар) и под субэтнонимами "тюз къумукъ" (степные кумыки) и "тав къумукъ" (горные кумыки), а также под общим для всех переселенцев: из Дагестана - термином "дагъыстанлылар"; из Северного Кавказа - "черкеслер". Встречается и термин "ширванцы". В официальной же литературе существует термин "къумукъ тюрклери".

Численность

Во всеобщих переписях, проводимых в Турции периодически, ввиду принадлежности кумыков к тюркам, их численность отдельно не учитывается, что затрудняет их подсчет. Специальных же исследований, посвященных кумыкам Турции, единицы. В них сколько-нибудь систематизированной цифровой информации не содержится. В одном исследовании, проведенном в 1973-75 гг. среди сельского населения 39 областей страны, отмечено 1703 человека. П.А. Эндрюс (Тюркиеде этник груплар. Ист. 1992. С. 124) приводит статистические данные 1960-х годов, согласно которым кумыков насчитывается 3385 человек. По оценочным же данным самих кумыков, их сегодня насчитывается более 10 тысяч.

Расселение кумыков в Турции

Кумыки в настоящее время отдельными компактными группами в основном проживают в 6 областях Турции (Анкара. Измир, Токат, Сивас, Бурса, Стамбул, Чанаккале). Кроме того, их можно встретить в Адапазары (один квартал), Дюздже (I квартал) и малыми группами в городах Измит, Кырыккале, Трабзон, Эскишехир.

Некоторые исторические сведения

По имеющимся у кумыков отрывочным сведениям, их предки начали переселяться сюда 130-150 лет назад. Первыми прибыли предки нынешних учгозенцев в 1841 году морским путем из Анапы в Самсун, оттуда - в Турхал и нынешнее место расселения. Происходили они в основном из с. Бораганюрт Аксайского участка Эндиреевского приставства. Их насчитывалось всего 35 семей. За ними прибыли тем же путем предки нынешних кушотурагцев, родом из Эндирея. К ним впоследствии примкнули около 500 ногайцев, говоривших на кумыкском языке. В 1861 году морским путем в Стамбул прибыли предки нынешних явукёйцев, оттуда - в Сивас и Йылдызэли на нынешнюю территорию, родом - из с. Бораган-юрт Темир-Хан-Шуринского округа. В 1896 году к ним подселились и карапапахи, а впоследствии и курды. Ныне и последние владеют кумыкским языком, находятся в родстве с кумыками.

Язык, религия и культура

Как свидетельствуют исследователи из самих кумыков, они продолжают использовать в быту свой диалект (не современный кумыкский язык). В других же случаях используют турецкий литературный язык. "За 150 лет своего пребывания в Турции, - пишет исследователь Мурад Ипек, - в языке кумыков произошли изменения, вызванные влиянием тюркского языка огузского типа и приведшие к сложению своеобразного тюркского говора, который можно квалифицировать как говор кумыков Турции." В этой связи утверждения некоторых наших авторов о полной ассимиляции кумыков огузами являются по меньшей мере непродуманными и некорректными. В данном случае, видимо, следует вести речь о переходе кумыков на литературный тюркский (турецкий) язык на официальном уровне общения. В бытовом же общении они еще обнаруживают диалектные особенности кумыкского языка западно-кыпчакского типа.

В религиозном отношении кумыки Турции являются суннитами и принадлежат, в отличие от своих сородичей в Дагестане, к правовой школе ханефитов. Правда, кумыки, живущие в районе Ялова, принадлежат к правовой школе шафиитов накшибендийского толка (Гюлер. 1982. С.28). Кроме того, по некоторым данным, в ильче (уъезде) Ялова есть немногочисленная группа кумыков-шиитов.

Несмотря на длительную изоляцию от лона своего этноса, кумыки сохраняют свою традиционную культуру и кавказские традиции, на что указывает в своей книге П.А. Эндрюс. Национальные музыкальные и хореографические традиции особенно наглядно проявляются в свадебных обрядах. Так, например, как указывает М. Ипек ("Кумуклар"-Кардаш едебиятлары. №15. 1987. Эрзерум. С.6), еще 20-30 лет назад на кумыкских тоях (свадьбах) в Турции устраивались песенные состязания между девушками и парнями по исполнению "сарынов" типа "сюйдюм таяк". Среди кумыков широкой популярностью пользовался исполнитель кумыкских сарынов и старинных йыров народный певец Девет, предки которого родом из с. Костек в Дагестане. Он исполнял свои песни под аккомпанемент кумыкской гармоники. Ныне во многих кумыкских семьях еще можно встретить кассеты с записью песен в его исполнении. Особенно преуспели в сохранении своих адатов и традиций явукёйцы.

Социально-культурный статус

Социально-культурный статус кумыков Турции довольно высок. По данным Мурада Ипека, почти 100% кумыков здесь имеют начальное образование, более половины из них - среднее, довольно значительный слой имеет высшее образование. Последние по причине профессиональной занятости в основном ныне проживают в городах. В различных университетских центрах наукой и преподавательской деятельностью занимается более десятка докторов наук, профессоров, получивших образование или стажировавшихся в ведущих научных центрах Франции, Германии, Англии и США. В последние 20-30 лет из среды кумыков выдвинулись и преуспевающие предприниматели. Широко известны в Турции имена ученых, профессоров, историка Ф. Кырзыоглу, Я. Айдемира, ныне работающего в Калифорнийском университете США, К. Акая, профессора Сельджукского университета в Конье, ныне покойного выдающегося турецкого онколога И. Кантемира, прославились на ниве экономики и управления братья Фехми и Нажмутдин Арар, первый из них (ныне покойный) учился в США вместе с Тургутом Озалом, ныне покойным бывшим президентом Турции.

Групповая идентичность

Кумыки по сей день смогли сохранить субэтническую идентичность. Вместе с тем продолжают иметь место тухумно-тайповые отношения. Так, мои информаторы Расим Акдениз (65 лет, Измир) и Ахмет Гюлер (50 лет, Кырык-кале) выделяют (называют) среди явукёйцев следующие тухумно-тайповые группы, как йортмаз-лар (узденский род), арарлар (находятся в родстве с первыми, тоже узденский род из Тарков), кавалылар-казанлылар, хангишилер, айде-мирлер, акайлар, ольмеслер, жижилер, жанболатлар, батурлар, жанколлар, демируклар, атаклар, чагарлар, акавлар, илтерлер, эменлер, теркемелер, озденлер, элжиярлар, алчагырлар, озерлер, канытлар (этот тухум вместе с йортмазами основали с. Яву-кёй), яшынлар, апаклар, жантемирлер, тайханлар, таймасханлар, тохтарлар, сарызлар, эндиреклер, оздемирлер, эрташлар. Интересно также отметить, что большинстве явукёйцев, помня о своей внутрикумыкской региональной принадлежности на старой родине, называют себя "арияклар" (См.: М.Ипек. Ук. работа). А проживающие здесь с 1896 года кара-папахи также относят себя к кумыкам, род же свой возводят к кайтагцам и ныне в результате межгрупповых браков смешались с кумыками.

Кумыки в истории Турции

Вопрос этот достаточным образом не изучен, но уже сейчас можно сделать некоторые заметки. Переселенцы из Дагестана и не в последнюю очередь кумыки, быстро адаптировались к условиям Османской империи, а впоследствии и Турецкой Республики. Сказывалось, видимо, этническая, цивилизационная (исламская, суннитская) идентичность, родство языков, религии и культуры. Поэтому не удивительно, что их представители здесь порой делали головокружительные карьеры, становясь министрами, премьер-министрами, полководцами, примеры коих мы привели выше. Известно, что представители кумыков в начале XX века принимали активное участие в младотурецком движении, в революции 1901 года, в рядах Партии "Иттихад ве Терраки", в работе эмигрантских организаций тюрко-мусульманских народов России. Таковым был прежде всего Ахмед-Саиб Каплан, Джалал Коркмас, приехавший сюда по зову турецкой буржуазно-демократической революции, явился одним из главных организаторов культуртрегерского тюркского движения, общества "Тюрк Дернеги" в 1908 году, а в 1910 году он вместе со своими соратниками и вместе с Ахмет Саибом Капланом создает Османскую социалистическую партию, издает газету "Стамбульские новости".В годы национально-освободительной войны турецкого народа под руководством Кемала Паши Ататюрка отличились кумыки Иззет-бей Кумук и Баха Саид-бей из Биги и др.

...История кумыков в Турции продолжается.

91495 просмотров