Кумыкские общины за рубежом: история и современность (часть 2)

Кумыкские общины за рубежом: история и современность (часть 2)

Кумыки — второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, крупнейший тюркский народ на Северном Кавказе и третий по численности народом Дагестана. "Вестник Кавказа" предлагает ознакомиться с историей этого народа по материалам издания "Кумыкский мир". Продолжение. Начало см. Кумыкские общины за рубежом: история и современность (часть 1)

Возникновение кумыкских общин в Османской империи в XVI - XIX вв.

Имеющиеся отрывочные сведения позволяют утверждать, что кумыки на территории Османской империи стали оседать уже в конце XV - начале XVI вв. и особенно в период нахождения Кумыкского шаухальства в составе Османской империи (1578-1590 гг.). В османских картах 15-16 вв., как выявил проф. Ф. Кырзыоглу, отражены семь кумыкских этнотопонимов в Восточной Анатолии. Аналогичные этнотопонимы имелись в тот период и на территории современных Грузии и Крыма. (Кырзыоглу Ф. Кыпчаклар.)

Есть сведения и о том, что в войсках Фатих Султана, вступивших в Константинополь в 1453 г., находился и 80-тысячный кумыкский контингент из Коюнкала (кумыкский город на месте нынешнего селения Бавтогай). Не исключено, что именно тогда и с ними вместе в тех краях оказался кадиаскер кумыкского войска Исмаил, впоследствии известный всему мусульманскому Востоку суфийский поэт-философ Умму Камал.

Некоторые сведения имеются по XVII веку. Как указывает Я. Рейнеггс, "в 1784 году в декабре с 200 человек своего народа, из доброй воли к нему приставших, отправился в Ахалцих и вступил в службу турецкого паши Сулеймана Ахмет-Хан Мехтулинский, где ему было присвоено звание "мир-и мирана" - генерала османской армии". Как свидетельствует родословная шамхалов Тарковских, в 1782 г. переселился в Османскую империю и член шавхальского дома князь Баммат, а в начале 19 века - братья Герей-бека Тарковского.

Процесс же оседания северо-кавказских тюрков, в т.ч. и кумыков, в Османской империи усилился с началом русской экспансии на Кавказе.

В 1810 году переселяются в Османскую империю в район Амасьи "карапапахи" из Ширвана и Дагестана, названные местными турками "ширванцами" в виду того, что они прибыли на эти земли вместе с "учителем суфиев" Шейхом Исмаилом Сиражутдином Эфенди Ширванским (Демирай А. Иллюстрированная история Амасьи. Анкара. 1954. С.108). В этой связи интересен и такой факт. Сын Шейха Исмаила Сиражутдина Эфенди Мехмет Рушти Паша в период правления Султана Абдул-Азиза (1820-1839) был его министром, а впоследствии и садразамом, т.е. премьер-министром. По данным проф. Ф. Кырзыоглу, сегодня в Турции, в большинстве своем в Карсской области (в 140 населенных пунктах) и в меньшем количестве в областях Агры, Муш, Эрзерум, Сивас, Токат и Амасья проживают и гордятся своим тюрк-ско-кавказским происхождением более 100 тыс. чел. Свыше 15% населения Амасьи и населенных пунктов Богазкёй, Алакады, Алабедир, Харманаглы, Айранджы, Кюпели, Кы-ранбашалан, Абаджы, Варай-Йеникёй, Тузсуз, Алибек-Та-кымы имеют своим происхождением суннитов казаков и борчалинцев - племена хазаро-кумыкского происхождения (Ф. Кырзыоглу).

Они имеют следующие родовые подразделения: казаклар, пайдар, испирлю, демирчи-хасанлы, чекванлы, нехри (все - казакские) и ах-тала, узунлар, гёлегирен, та-шыр, пенбек, эрпели (арпалу, все - борчалинские).

Начало организованных массовых миграций

Массовые миграции кумыков, как и других народов Северного Кавказа, в Османскую империю начинаются в ходе Крымской и Кавказской войн, особенно же усиливаются после окончания войны, в период 1863-1864 гг. (См. Бедри Хабичоглу. Кафкасьядан Анадолуя гёчлер. Стамбул. 1983. С.74).

В исторической литературе приводятся самые различные цифровые данные, связанные с переселением. Кадыр-жан Кафлы (Тюркиее гёчлер. Стамбул. 1966. С. 19-29), не указывая источника, приводит следующие данные. Переселение с Кавказа в Турцию началось в 1768 году - цифра достигает 10 тыс. чел.; 1780-1800 гг. - 30 тыс.; 1812-1818 гг. -15 тыс.; 1828-1829 гг. - 12 тыс.; 1855-1863 гг. - 295 тыс.

Что касается конкретно кумыков, то их отдельные группы по 10-15 человек начинают переселяться еще в 1820-ые годы. Самая же крупная партия имела место после Крымской войны 1853-56 гг. В одном из документов, относящихся к этому периоду и связанных с Крымом, говорится, что из проживавших на этом полуострове 321 тыс. мусульман 200 тыс. переселилось в Османскую империю, в т.ч. 147 тыс, ногайцев и кумыков. (Хабичоглу Б. С.71). Данный факт, видимо, отложился в историческом сознании кумыков, что видно из "Письма Акай-моллы из Турции", в стихотворном послании, отражающем судьбу кумыков, ногайцев и чеченцев, переселившихся в Турцию после Крымской войны и в; период правления Султана Абдул-Меджид-Хана (1839-1861). Как свидетельствует Акай-молла, тогда переселилось 500-600 семей (т.е. около 4 тыс. человек) кумыков и чеченцев. В 1860 г. в область Адана переселяется 8-10 тыс. ногайцев и кумыков. В 1871 году в Сирию переселилось 2700 семей и были расселены в Хаме; в 1899 году из Дагестана переселилось семей каракоюнлу - 2082, кумыков - 434, карапапахов - 636 чел. Турецкие авторы указывают, что преобладающее большинство переселенцев с Восточного Кавказа вла-| дело кумыкским языком. И это им помогало быстро адаптироваться в новых условиях в тюркоязычной среде. (Хабичоглу Б. С.141). 

Кумыки в Турции

Кумыки Турции, несмотря на все перипетии своей судьбы, в целом смогли сохранить свою этническую идентичность и демонстрируют в единоверной и единоязычной тюркской среде все признаки устойчиво развивающейся этнической группы. В последние 30-40 лет часть турецких кумыков оказалась в составе турецкой диаспоры в Западной Европе (Бельгия, Германия, Дания, Люксембург, Франция), где также некоторым образом демонстрируют свою "кумыкскость". В Турции и в Европе в местах их компактного проживания созданы и функционируют культурные центры и землячества, поддерживаются регулярные связи и общение, в том числе и посредством собственных Интернет-сайтов. В их ряды в последние годы вливаются и группы кумыков с Северного Кавказа по различным причинам оказавшиеся за пределами родины в европейских странах.

Что же касается сведений об их численности в Турции и в диаспоре, то они очень скудны и не системны, ибо официальные переписи такую информацию не фиксируют. Оценочные же данные проверить и подтвердить не всегда удается. Те же данные, которые приводятся в некоторых публикациях, или чрезмерно занижены, или, наоборот, завышены. Так, по данным Генконсульства России в г. Трабзон (Турция), оказывается, что кумыков в Турции проживает всего лишь - 1703 человек, что, конечно же, не соответствует действительности. Ниже мы предлагаем данные, почерпнутые из опубликованных турецких источников, которые, на наш взгляд, дают объективное представление об их численности. Если эти неутонченные данные суммировать, получается, что в Турции проживает 2 225 семей кумыков, т.е. - свыше 10 тыс. человек.

Думается, что по мере изучения и накопления объективных данных можно будет установить реальную, фактическую численность кумыков.

Окончание следует

9155 просмотров






Популярные