Убийство Поляничко – Захват районов, находящихся вне границ Нагорного Карабаха – Резолюции СБ ООН по двум южнокавказским вооруженным конфликтам - Объединенная комиссия по урегулированию грузино-абхазского противостояния приступает к работе – Покушение на Джохара Дудаева – Неравнозначное отношение Кремля к карабахской и абхазской войнам.
Новые жертвы карабахской войны
1 августа в районе североосетинского селения Тарское был убит глава Временной администрации на территориях Северной Осетии и Ингушетии Виктор Поляничко. Его автомобиль был расстрелян неизвестными до сих пор террористами. Погибли также командир 42-го армейского корпуса генерал-майор Анатолий Корецкий и офицер антитеррористической группы Главного управления охраны «Альфа» старший лейтенант Виктор Кравчук. Еще четверо военнослужащих получили ранения. В 1990 —1991 годах Поляничко возглавлял Оргкомитет по Нагорному Карабаху. Летом 1991 года Генпрокуратура СССР возбудила против него было уголовное дело. Бывший секретарь ЦК КПСС по национальным вопросам Андрей Гиренко вспоминал: «Позиция Поляничко была однозначной — любой ценой сохранить Карабах в составе Азербайджана...». Официальное расследование убийства Поляничко не принесло результата.
7 августа на юге Азербайджана объявлено о создании Талыш-Муганской республики.
11 августа армянские вооруженные формирования атаковали азербайджанские города Физули и Джебраил, находящиеся за пределами Нагорного Карабаха.
13 августа и.о. президента Азербайджана Гейдар Алиев принял в Милли меджлисе большую группу писателей, ученых, представителей местной интеллигенции с юга страны. Речь шла о талышском вопросе.
16 августа были захвачены села приграничного с Ираном Джебраильского района: Гушчулар, Гышлаг, Дошулу, Эфендиляр, Гараджаллы, Балйанд, Сулейманлы.
18 августа Совбез ООН принял вторую резолюцию по ситуации в Нагорном Карабахе, в которой подчеркивалось «Совет осуждает нападение на Физулинский район с территории Нагорно-Карабахского региона Азербайджана точно так же, как он осудил ранее вторжение в Кельбаджарский и Агдамский районы Азербайджана и захват этих районов. Совет требует прекратить все нападения и немедленно положить конец военным действиям, бомбардировками артобстрелам, которые создают угрозу миру и безопасности в регионе, и немедленно, полностью и безоговорочно вывести оккупационные силы из Физулинского, а также Кельбаджарского и Агдамского районов и других недавно оккупированных районов Азербайджана. Совет призывает правительство Армении использовать с этой целью имеющиеся у него возможности оказания влияния. Совет вновь подтверждает суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики…»
21 августа глава комитета сил самообороны Нагорно-Карабахской республики Серж Саргсян был назначен министром обороны Армении.
23 августа армянские вооруженные формирования захватили Физулинский район, находящийся за пределами Нагорного Карабаха. Были изгнаны 152 860 азербайджанцев. Помимо райцентра, были уничтожены 75 селений, поселок городского типа, 86 школ, техникум, 40 детских садов, 69 библиотек, 20 домов культуры, около 865 медучреждений.
25 – 26 августа армянские вооруженные формирования захватили Джебраильский район, находящийся за пределами Нагорного Карабаха. Были изгнаны 57 125 азербайджанцев.
26 августа территория Гадрутского района Нагорного Карабаха была полностью взята под контроль армянской стороной вооруженного конфликта.
28 августа в Азербайджане прошел референдум «О доверии Абульфазу Эльчибею». За его досрочную отставку проголосовали 97,5 % граждан страны.
31 августа армянские вооруженные формирования захватили Губадлинский район, находящийся за пределами Нагорного Карабаха. Были изгнаны 31 364 азербайджанцев, курдов, русских. Было уничтожено 94 населенных пункта, 205 культурно-бытовых объектов, 12 памятников истории.
В тот же день между Баку и Степанакертом было подписано соглашение о прекращении огня сроком на 10 дней и достигнута договоренность о проведении до 10 сентября встречи руководителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Соглашение не смогло переломить ситуацию и перевести конфликт из военного в политическое русло. Но оно смогло приостановить боевые действия на полтора месяца.
Дипломатическая активность на фоне военного затишья
4 августа Генсек ООН Бутрос-Гали направил письмо председателю СБ ООН с просьбой о скорейшей отправке в зону грузино-абхазского конфликта группы военных наблюдателей. До этого СБ ООН поддержал усилия Москвы по заключению трехстороннего «Соглашения о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением». Оно было подписано 27 июля в Сочи вице-спикером Абхазии Джинджолия, спикером грузинского парламента Гагуадзе и министром иностранных дел России Козыревым. Накануне Сухум, находившийся под контролем грузинской стороны, фактически оказался блокированным абхазскими вооруженными формированиями.
5 августа была образована российская часть Объединенной комиссии по урегулированию грузино-абхазского противостояния.
6 августа прошло первое заседание комиссии, на котором был согласован и принят график развода войск и вывода грузинской тяжелой техники. Грузинская сторона пообещала вывести технику до 9 августа.
В тот же день в отставку подал премьер-министр Тенгиз Сигуа. Официальной причиной стал отказ парламента утверждать бюджет государства.
8 августа в Сухуме обосновалась группа военных наблюдателей ООН из 17 человек.
9 августа председатель Верховного Совета Абхазии Владислав Ардзинба направил письмо генеральному секретарю ООН и президенту России о том, что график развода войск и вывода тяжелой техники сорван по вине грузинской стороны.
10 августа в Пицунде прошло очередное заседание Объединенной комиссии. Было выработано соглашение о завершении вывода войск до конца суток 16 августа.
15 августа из Сухумского порта было отравлено в Грецию 1200 греков – жителей Абхазии. Власти республики обвинили Тбилиси в организации этнической чисткой территории Абхазии перед тем, как установить новую грузино-абхазскую границу по реке Гумиста.
17 августа в Гудауте состоялся митинг в честь отъезда северокавказских и казачьих добровольцев.
20 августа единственным законным средством платежа на территории Грузии становится только купон.
22 августа в Сочи прошло очередное заседание Объединенной комиссии. Грузинская сторона пообещала, что полностью выведет всю бронетехнику и тяжелое вооружение из зоны конфликта до 1 сентября.
23 августа прошла встреча Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе.
24 августа Борис Ельцин встретился с Владиславом Ардзинба. Это была последнее активное участие российского президента в грузино-абхазской проблеме, поскольку фактически с 1 сентября 1993 года, с момента отставки вице-президента Руцкого, в России стал резко набирать обороты внутриполитический кризис, вылившийся в расстрел Белого дома.
В этот же день Совбез ООН принял резолюцию N858, в которой постановил учредить Миссию по наблюдению за ситуацией в зоне грузино-абхазского конфликта в составе до восьмидесяти восьми военных наблюдателей.
***
Обстановка на Северном Кавказе в августе 1993 года успокоилась на фоне внутрироссийского противостояния между президентом и Верховным Советом. В Пригородном районе Северной Осетии устраняли последствия прошлогоднего вооруженного конфликта. В Чечне вооруженные формирования Джохара Дудаева проводили карательные рейды - такова была его тактика борьбы с политическими противниками, которые в свою очередь тоже активно вооружали отряды. 7 августа из гранатометов и пулеметов был обстрелян Дом правительства Ичкерии с целью физической ликвидации президента. В покушении обвинили бывшего грозненского мэра Бислана Гантамирова.
Ключевые события августа 1993 года, как видно, проходили на Южном Кавказе. Военные события - в зоне карабахского конфликта, дипломатические - в зоне грузино-абхазского. Обоими конфликтами в августе активно занимался Совбез ООН. Им было принято две резолюции. «Карабахская» резолюция оказалась намного категоричнее, чем «грузино-абхазская», к тому же за лето 1993 года она была второй. Несмотря на это, армянская сторона не обращала внимания на призывы самой авторитетной международной организации. Вместо того, чтобы выполнить волю Совета безопасности и освободить Кельбаджарский, Агдамский и Физулинский районы, вооруженные формирования на третий день после заседания СБ захватывают Физулинский район. А затем до конца месяца произошла оккупация еще двух районов – Джебраильский и Губадлинский. Все эти районы находились за пределами НКР.
В тоже время для приостановления хода другого южнокавказского конфликта хватило российско-грузино-абхазского Соглашения и резолюции ООН о формировании миссии международных наблюдателей. В чем причина такой неравнозначности дипломатических усилий и результата? Мне представляется, что она заключается в позиции ельцинского Кремля. Москва лишний раз доказала, что влияет на ситуацию на Южном Кавказе в большей степени, чем СБ ООН и международные организации. Немногочисленные заседания Минской группы СБСЕ еще были малоэффективны. Тогдашним урегулированием в карабахской группе, вместе с Россией, занимались 12 стран, посты сопредседателей МГ были введены только в конце 1994 года. Россия на этот конфликт, если и пыталась влиять, то слишком мало. Но на грузино-абхазскую проблему в Кремле решили обратить пристальное внимание. Этой проблемой вплотную в тот год занимались главы ключевых ведомств Андрей Козырев, Павел Грачев, Сергей Шойгу. Да и сам Борис Ельцин неоднократно встречался с конфликтующими сторонами. О карабахской теме говорил в августе 1993 года лишь директор департамента печати и информации МИДа России Григорий Карасин. Разница в подходах существенная.
Летом 1993 года президент Эльчибей покинул Баку. При нем внешняя политика Азербайджана приобрела явный протурецкий акцент. Из страны были выведены российские военные базы. Гейдара Алиева хорошо знали в Кремле, но помогать не спешили. Это только в сентябре 1993 года Алиев заговорит о вступлении страны в СНГ, а пока Кремль остается недоверчив к бывшему члену Политбюро ЦК КПСС, которое так ненавидел изгнанный из него всего лишь шесть лет назад Борис Ельцин.
Эдуард Шеварднадзе тоже был членом Политбюро, но к нему в Кремле отношение оказалось более лояльным, чем к грузинскому руководителю. Российские гарнизоны в Грузии на тот момент еще оставались. Кремль был заинтересован в том, чтобы они стояли в этой стране всегда, что рассматривалось как фактор сохранения влияния Москвы на Южном Кавказе. Хотя Шеварднадзе тоже все время посматривает на Запад, приглашает войска НАТО в страну, но за него еще Кремлю можно побороться. В принципе, грузино-абхазский конфликт – это существенный рычаг влияние на Тбилиси. Поэтому все внимание московские политики летом 1993 года уделяют Грузии и Абхазии. А с Азербайджаном и его углеводородными запасами вся история еще впереди…
При этом война уничтожала саму жизнь на благодатных карабахских землях. Только в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему районах было разрушено 100 тысяч образцов культуры мирового и регионального значения. Но самыми страшными оставались другие цифры - по данным Международного Красного Креста, в период карабахской войны стороны потеряли до 45 000 человек… десятки тысяч искалеченных… почти миллион беженцев…
Абхазская война, по некоторым данным, унесла жизни 10 тысяч человек с обеих сторон, лишила крова чуть ли не 300 тысяч человек.