Возрастающая напряженность в отношениях между местным населением и мигрантами, причем как внешними, так и внутренними стала тенденцией последних лет. Участившиеся в последнее время в России инциденты на межнациональной почве заставили экспертов говорить, что власти предержащие сознательно инспирируют такого рода конфликты, чтобы увести общественное мнение от насущных социально-экономических проблем. На прошедшем 22 октября в Уфе заседании Совета по межнациональным отношениям представители высшего руководства страны попытались доказать, что это не так.
См. также "Как Слюняев видит решение межнациональных проблем" и "Как Сванидзе видит решение межнациональных проблем"
Интересно, что совещание проходило в Уфе, где как раз отмечается 225-летие указа императрицы Екатерины II, которым было учреждено духовное собрание магометанского закона. Считается, что то решение способствовало самоорганизации мусульманского сообщества России и его развитию ради служения России, сыграло заметную роль в укреплении российской государственности, внесло вклад в создание общего духовного и культурного пространства, в формирование объединяющих ценностей и традиций.
Отчасти чтобы сохранить то наследие, а также поддерживать этнокультурное и религиозное многообразие в декабре прошлого года была утверждена Стратегия государственной национальной политики до 2025 года. Тогда впервые для решения национальных вопросов был использован так называемый целевой метод финансирование региональных программ.
Владимир Путин считает, что региональные и муниципальные власти должны учетом специфики и особенностей территорий обеспечить выполнение этой Стратегии. "Работа пока разворачивается медленно: планы реализации федеральной Стратегии составили только девять регионов РФ. Причем речь идет лишь о планах, о первых необходимых мерах, а если проанализировать конкретную работу, то картина, видимо, будет еще более удручающей. Что касается собственных стратегических документов, то их приняли в 21 субъекте Федерации. Но и здесь не все так, как хотелось бы: большинство документов явно устарело", - заявил президент.
Он выразил мнение, что межнациональные отношения - один из самых важных, сложных и один из самых чувствительных вопросов: "Раздоры на почве межнациональных отношений, как правило, зарождаются именно на местах, – там, где их и нужно заблаговременно блокировать. Руководители на местах, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, пользы от которой или никакой, или очень мало, особенно если не достучаться до соответствующих руководителей. В Бирюлёво, например, недовольство жителей накапливалось годами. Обращения были и в полицию, и в местную управу, и к руководству округа. Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такой, какая она есть на местах, не принимает никаких мер и не слышит людей? Все это приводит к тяжелым конфликтам, в том числе на национальной и религиозной почве, приводит к попыткам решать эти конфликты неправовыми методами. Недопустимо также попустительство незаконным действиям приезжих, которые нарушают миграционное законодательство, совершают правонарушения… Каждая территория, рынок, дом – это сфера ответственности конкретного человека, конкретного руководителя, собственника предприятия или чиновника. И самоустраняться от этой ответственности недопустимо ни для кого".
На днях в России был принят закон об определении полномочий региональных и муниципальных властей и их ответственности за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт.
"Зачастую такие конфликты возникают на бытовой почве. И эти столкновения, если в них оказались втянуты люди разных национальностей, моментально используются экстремистскими, радикальными объединениями, конкретными людьми для нагнетания межэтнической напряженности и, разумеется, для достижения своих узкокорыстных политических целей. А СМИ, итернет-сообщество часто подхватывают и тиражируют именно раскрученную национальную версию или помогают тем, кто хочет раскрутить эту национальную версию и трактовку конфликта, и тем самым сознательно или просто по глупости, в силу низкой профессиональной квалификации еще больше усугубляют ситуацию", - полагает Путин.
Он убежден, что большинства таких конфликтов можно было бы избежать, если бы власть на местах прислушивалась к запросам и мнению людей, справедливо и оперативно решала возникающие проблемы. «Пожарные» меры по предупреждению межнациональных конфликтов неэффективны.
Путин предложил создать в регионах на единой методологической основе систему мониторинга межнациональных отношений, оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов. Особое внимание президент предлагает уделить кадровым вопросам. "На должности заместителей глав регионов, ответственных за межнациональные отношения, должны назначаться люди, обладающие современными знаниями в этой сфере, способные сформировать коллектив грамотных управленцев, наладить прямой диалог с людьми, общественными объединениями. Все это требует и особых личных качеств, и глубоких профессиональных навыков.
Использование дешевого труда мигрантов Путин назвал "отрыжкой дикого капитализма", сравнив с залоговыми аукционами сфере собственности. Президент признал, что вопросы адаптации и интеграции мигрантов решаются Федеральной миграционной службой и Минрегионом, но позитивных изменений здесь пока немного. Он призвал подумать на местах о составлении трудовых карт, определяющих потребности субъектов Федерации в дополнительной рабочей силе, но главное внимание уделять социальной адаптации мигрантов, создавать для этого необходимые условия.
По мнению Путина, проблема межнациональных отношений остро стоит не только в России, но и в Европе, и в Северной Америке, и в других частях света: "Некоторые наши коллеги в Европе говорят о провале своей национальной политики за последнее десятилетие. Мы не то что говорить – мы даже подумать об этом не имеем права, потому что у нас многонациональная страна… Наши мусульмане, российские, – это наши граждане, у них другой Родины нет. И так можно сказать обо всех народах, проживающих на территории Российской Федерации, потому что это самая большая, но все-таки часть нашей бывшей единой большой Родины – Советского Союза, и здесь есть и проблемы из-за того, что мы складывались как многонациональное и многоконфессиональное государство, но есть, безусловно, и свои огромные плюсы…. Сегодня мы имеем дело с неумением и подчас нежеланием навести порядок и грамотно решать вопросы. С неумением – потому что раньше мы с такими проблемами не сталкивались никогда, жили в едином большом государстве, не было никаких границ. Теперь границы образовались, другие государства образовались. Визового режима нет. И вопрос в том, что, если мы его введем (можно об этом подумать), будет ли лучше".