Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -82

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «Вестник Кавказа» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Оригиналы всех документов о проведенных работах – географические карты, схемы, данные о пробуренных скважинах – хранятся в архивах Азербайджанской Республики и являются интеллектуальной собственностью нефтяников этой страны. По мнению аналитиков, в ходе продажи и использования данных о туркменском секторе Каспия ГНКАР будет отстаивать свои авторские права на информацию. По мнению юристов ГНКАР, анализ всех имеющихся в их распоряжении документов бывшего СССР показывает, что спорные месторождения полностью находятся в азербайджанском секторе Каспия и что притязания Туркменистана на Кяпаз не имеют под собой международного и юридического основания.

По мнению замминистра Туркменистана Юлбаша Келбанова, подготовленный контракт по месторождению Кяпаз ущемлял интересы его государства. Туркменская сторона не исключала возможности совместной работы по проекту разработки месторождения Кяпаз. Однако этот вопрос не должен был решаться только между  Азербайджанской Республикой и Россией. Туркменская сторона надеялась договориться с другими прикаспийскими странами и еще не была готова обратиться в Международный арбитражный суд.

Выражая свое сожаление в связи с конфликтами и спорами по нефтяному месторождению Кяпаз, президент ОАО «ЛУКОЙЛ» В. Алекперов отмечал: «К сожалению, практически не исследованной остается южная часть Каспийского моря, здесь инвесторы вплотную сталкиваются с проблемой юридического статуса Каспия. Если на севере эти вопросы урегулированы двусторонними договорами, то на юге они по-прежнему остаются открытыми. На наш взгляд, такая неопределенность наносит экономическим интересам ряда стран значительно больший ущерб, чем любые другие варианты развития событий. Практика показывает, что заключение двусторонних соглашений, основанных на принципе модифицированной срединной линии, позволяет соседним государствам не только урегулировать политические противоречия, но и укрепить экономические связи путем совместной разработки приграничных месторождений».

По предварительным данным, запасы месторождения Кяпаз, которое планировалось эксплуатировать в течение 35 лет, в среднем составляют 444 млн баррелей нефти и 32 млрд куб. м газа. Свое желание участвовать в этом проекте не раз выражала американская нефтяная компания «Юнокал». Она провела предварительные геологические исследования площади еще в начале 1994 г.

Кяпаз – это приграничное месторождение, находящееся на морских рубежах Азербайджана и Туркменистана. Вероятно, Азербайджану и России из соображений добрососедства необходимо было обсудить это соглашение с Туркменистаном. Руководитель ГНКАР Н. Алиев и министр иностранных дел Г. Гасанов считали возможным и участие Туркменистана в освоении месторождения.

На предложения России и Азербайджана о совместном участии в контракте министр иностранных дел Туркменистана Й. Кейтонов ответил: «Если бы российская сторона хотела этого, то заранее бы провела с нами переговоры. Сейчас же в Туркменистане на высшем уровне будет решаться вопрос правомочности этого соглашения. На данном этапе Иран также может активизироваться в предъявлении своих прав на ряд каспийских месторождений».

По словам Г. Гасанова, «Азербайджан не возражает против сотрудничества с Туркменистаном. Просто нашу республику не всегда устраивали темпы, которые предлагает туркменская сторона, а мы не можем ждать до бесконечности». В предложениях выгодных контрактов необходимо было учитывать все реалии того времени. Летом 1996 г., во время своего приезда в Москву на инаугурацию Б. Ельцина, С. Ниязов подписал очень выгодный для России контракт. Согласно этому документу был создан консорциум, под контроль которого перешли все газовые месторождения Туркменистана. Их запасы, по предварительным подсчетам, оцениваются в 6 трлн куб. м. Доля российского «Газпрома» в этом контракте составляла 45%. Еще 4% принадлежали международной компании «ИНТЕРСЕТ», 70% акций которой также владеет «Газпром», оставшийся 51% в этом контракте принадлежит туркменской стороне.

По информации агентства «Хабар», «Роснефть» проинформировала ГНКАР о выходе из проекта, обосновав это политическими мотивами. Но это не означало аннулирования соглашения: ведь Азербайджан перед заключением соглашения сообщил российским компаниям о наличии серьезного спора с Туркменистаном по данному месторождению. Однако компания «ЛУКОЙЛ» взяла на себя обязательства урегулировать эту проблему с помощью государственных органов РФ, но действия руководства компании в этом направлении оказались безуспешными. Надежды на то, что Б. Ельцин сможет уговорить С. Ниязова, не оправдались. Возможно, здесь сказались внутриполитические разногласия в высшем руководстве России. Возможно, причиной этого стало намерение ряда руководителей России показать «некомпетентность» Б. Немцова. Против него был и ряд российских нефтекомпаний, на «ногу» которым он «наступил». Сам вице-президент Немцов в это время отсиживался в Сочи и ждал спада напряжения. Более глубокое изучение этого вопроса позволяет делать вывод о том, что и среди участников контракта – компаний «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» – не было полного согласия.
10250 просмотров