В Москве прошла премьера художественного фильма «Икона» - о дружбе, любви, общей вере и общих ценностях российского и грузинского народов. Создатели фильма называют его плодом совместного труда легендарных грузинских и российских деятелей искусства. Продюсер фильма — Михаил Хубутия. Куратор — Резо Чхеидзе. Художественный руководитель — Ираклий Квирикадзе. Режиссеры — Заза Мерабишвили и Джаба Руадзе. Оператор-постановщик — Нугзар Нозадзе. Композитор — Энри Лолашвили. В главных ролях — Екатерина Редникова, Борис Щербаков, Нато Гагнидзе, Анатолий Пашинин, Леван Хурция, Ника Чхиквадзе, а также Андрей Панин. Фильм благословлен патриархами России и Грузии.
О картине корреспондент «Вестника Кавказа» поговорил с Екатериной Редниковой.
- Екатерина, расскажите, пожалуйста, о своей героине, о роли, которую вы исполнили в фильме.
- Героиня моя – русская женщина, которая замужем за грузином, очень любит своего мужа. В детстве когда-то она очень дружила с одной грузинской семьей, и отец ее подруги детства спас ее от смерти. Потом жизнь раскидала их в разные стороны, она оказалась в Москве, подруга жила в Тбилиси, прошло какое-то время, и в ее жизнь опять вошла эта подруга. У той были проблемы со здоровьем, и она ехала в Москву лечиться, хотя была уже при смерти. Нужно было скрасить как-то момент, попытаться помочь. В принципе, фильм этот весь про связь русской и грузинской культуры, про то, что нет разницы, какой ты национальности. Если есть дружба, если есть любовь, она не имеет границ – ни государственных границ, ни границ в каких-то еще проявлениях. Это настоящий русско-грузинский фильм.
- Когда вам поступило предложение сняться в этом фильме, вы не раздумывая согласились?
- Мне понравился сценарий. Сейчас я просто видела свою роль на озвучивании, она, к сожалению, чуть-чуть сократилась. Такое бывает, есть видение режиссера, монтажера. Ушли некоторые драматические моменты, которые были для меня как для актрисы очень интересны. Кроме того, у меня с Грузией связано очень много всего. Больше всего связано с театром Шота Руставели, которым долго руководил Роберт Стуруа. Наверное, самое мое сильное театральное впечатление было, когда я смотрела спектакль театра Шота Руставели в Москве на фестивале Чехова. Это был спектакль «Ламара». Играли Заза Папуашвили и Нино Касрадзе. Большего театрального впечатления у меня, наверное, в жизни не было. Я влюбилась в них во всех, я влюбилась в этот театр, я влюбилась в Грузию через этот театр. Все, что связано с Грузией, очень мило моему сердцу. Поэтому я даже особенно не задумывалась, тем более что мне действительно показался очень симпатичным сценарий.
- Как вы готовились к съемкам?
- Съемки в основном происходили в Москве. Фильм раньше назывался «Москва – Тбилиси», теперь он называется «Икона». Всего один съемочный день у меня был в Тбилиси. При том, что я так люблю Грузию, я до этого никогда не была в Тбилиси. На меня огромное впечатление произвел город, очень он красивый. Я даже не знала, что он на реке стоит. Еще были в Греции съемки. Очень хорошие места были выбраны для съемок. Москву очень красиво показывали, в Греции были съемки на лодке. Все было очень симпатично. Сказать, чтобы я особенно готовилась… Нет, я никак особенно не готовилась. Потому что не требовала эта роль знания грузинского языка или еще чего-то необычного. Я играю женщину-врача. Каких-то особенных навыков, кроме понимания жизни, не требовалось.
- Ваша актерская аннотация - почему стоит смотреть фильм?
- Там переплетение двух историй очень любопытное. Переплетение прошлого и настоящего через икону, икону Святого Георгия. У Москвы покровитель Святой Георгий, но это икона грузинская. Вот это переплетение разных историй, как могут по-разному случайно пересекаться судьбы, оно, мне кажется, близко каждому человеку. Потому что каждый человек в своей жизни сталкивается вдруг, пройдя какой-то жизненный путь, с тем, что что-то вдруг из прошлого тебя беспокоит, что-то возвращается и приносит какую-то дополнительную краску в твою жизнь. Мне кажется, это должно быть близко всем. Вдобавок там есть религиозная тема, тема судьбы очень сильная. Она связана с иконой и с тем, что с людьми происходит, со смертью, с переживаниями о смерти. Мне кажется, это близко всем, поэтому стоит смотреть.
Корреспонденту «Вестника Кавказа» удалось также поговорить о фильме с Резо Чхеидзе. «В кинематографии, и за рубежом, и у нас, в Грузии, и в России, неудивительно, в смысле историческом, что первое хорошее слово говорят молодые люди, которые снимают свою первую или вторую картину. Когда я встретился с режиссерами, которые кончали Тбилисский кинорежиссерский факультет, они держали в руках этот сценарий. И вот такое положение – не знали, куда деть, кто будет это делать, в смысле – экономически, кто будет финансировать картину. Но Грузии есть какая-то традиция - нужно или не нужно, но мы за советом идет к нашему патриарху. Он человек добрый, праведный, который может очень мудрое слово сказать. И мы пошли к нему, - рассказывает Резо Чхеидзе. - Он прочел сценарий. Через два дня позвонили нам, мы встретились. И в основном он сказал, что не возражает против этого фильма, что в нем есть масса полезных вещей, особенно в свете русского и грузинского народов, взаимоотношений и идеи, сюжета, на котором это строится. Оценил он благополучно картину, хотя дифирамбы не пел, но сказал, что, наверное, из этого получится картина хорошая. После этого ребята познакомились с господином Михаилом Хубутия, который, мне кажется, сделал какой-то христианский шаг: как-то проверить двух молодых людей, могут они картину делать или нет, и вложить туда свои деньги – это не каждый может. Одно дело – советское время, когда съемки оплачивало государство, а другое – когда ты выкладываешь из своего кармана. А вдруг картина не получится? Картина всегда не меньше миллиона стоит. Так что, героический шаг совершил Михаил Хубутия, что поверил в этих молодых людей.
Картина интересная, очень нужная картина, хотя мы даже в то время, когда русско-грузинские отношения были не очень сладкие, все-таки народ никогда своим сердцем, умом, своим гражданским отношением никогда не думал о том, что мы уже никогда не соединимся. Сегодня главное, чтобы не мешали нам некоторые люди и некоторые государства, тогда мы еще дальше пойдем. Содержание этой картины, как раз в этом и состоит. У каждого героя в этом фильме – судьба, здоровье, любовь, вера, родина, как раз объединяется все это. И в фильме у них и родина есть, и вера есть, и дружба есть, и этим они живы. Все это очень полезно для молодых режиссеров. Молодой режиссер – это не значит, что надо скидку какую-то делать. Первые фильмы у каждого из нас были, может быть, самые лучшие. Эти ребята еще далеко пойдут».