Грузия стала в десять раз интереснее Европе, заявил ее премьер-министр Ираклий Гарибашвили по итогам визита в Брюссель. "Ч провел там интересные встречи. От них я получил подтверждение того, что Грузия подпишет Соглашение об ассоциации в августе. Желание Евросоюза – скорейшее подписание Грузией указанного договора. Вообще, интерес к Грузии возрос в десять раз, и, наверное, говоря это, я не преувеличиваю", - сказал Гарибашвили. Однако, похоже, не все в Грузии согласны с позицией премьера.
На днях грузинский бизнесмен Гоги Топадзе, которого называют пивным королем Грузии, сделал неожиданное заявление. Он потребовал от правящей коалиции "Грузинская мечта" (в которой, кстати, состоит сам) "не утаивать от народа соглашение об ассоциации с ЕС" и опубликовать документ для всенародного обсуждения. "Народ имеет право знать, что записано в этом соглашении. Оно может содержать и непосильные для грузинской экономики обязательства", - многозначительно заметил "пивной король".
В этой дипломатичной фразе сразу несколько скрытых смыслов.
Во-первых, Топадзе прекрасно знаком с документом и точно знает, какие положения выгодны для грузинской экономики. Если иметь в виду открытие европейского рынка для грузинских товаров, то соглашение теоретически очень выгодно, ведь открывается самый большой рынок в мире. Но проблема в том, что Грузии нечего продать в Европе, зато едва приоткрывшиеся рынки России могут вновь закрыться уже в августе, когда Тбилиси планирует торжественно подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
Во-вторых, Топадзе не может не знать, что соглашение уже парафировано в ходе вильнюсского саммита "Восточного партнерства". То есть, если имеется в виду всенародное обсуждение с целью внесения в документ изменений, то это исключено - парафированный документ можно либо подписать, либо нет, но переговоры об его содержании уже завершены.
Таким образом, предложение Топадзе ни что иное как осторожный намек на необходимость отказа от подписания договора с ЕС, поскольку его оформление грозит стране потерей единственного рынка, где грузинские товары реально востребованы.
Чтобы окончательно убедится в мотивации Топадзе, уже многие годы выражающего интересы крупного бизнеса, достаточно посмотреть сенсационные (иначе не скажешь) данные по продажам грузинского вина в РФ всего за несколько месяцев после отмены негласного эмбарго, действовавшего с 2006 года - грузинские виноделы экспортировали в Россию более 20 млн бутылок напитка! Вина из Грузии заняли почти 5,5% всего объема винного импорта в РФ и оказались на восьмой строчке рейтинга поставщиков, потеснив Украину и Молдавию. Лишь за шесть месяцев продаж вин в России, винный экспорт почти удвоился. А это миллионы долларов и тысячи рабочих мест.
Причем, экспорт вина лишь часть общего экспорта в Россию – экспортируются еще цитрусовые, овощи, фрукте, зелень и минеральные воды. Топадзе и его коллеги по партии с примечательным названием "Производство спасет Грузию" убеждены, что ничего из перечисленной номенклатуры продать на "открытом рынке ЕС" Грузия не сможет. В Европе никогда не знали вкус грузинского вина. А в России, несмотря на многолетний перерыв, как оказалось, еще не забыли вкус "Хванчкары" и "Киндзмараули". Иначе трудно объяснить феноменальный спрос именно на грузинские вина, когда прилавки российских супермаркетов ломятся от великолепных французских, испанских и итальянских вин.
К слову сказать, парламентский комитет по экономической политике и отраслевой экономике возглавляет соратник господина Топадзе по партии, в прошлом самый успешный винодел Зураб Ткемаладзе. В беседе с "Вестником Кавказа" он полностью поддержал инициативу лидера партии и сказал, что соглашение с ЕС "требует внимательного изучения".