Вестник Кавказа

G20: не только Сирия

Сирийская проблематика не входила в круг вопросов, запланированных для обсуждения на саммите "большой двадцатки" в Стрельне под Санкт-Петербургом, однако в конечном счете сообщения о дискуссиях именно на эту тему затмили всю профильную для G20 информацию. Тем не менее на саммите было принято несколько важных решений, призванных стимулировать рост мировой экономики.

«Основные решения, которые были приняты в рамках российского председательства, обозначены тематикой “инвестиции ради роста”, - рассказывает руководитель экспертного совета по "Группе двадцати" Сергей Дробышевский. - Россия заявила в качестве своего приоритета и добилась довольно широкого и подробного обсуждения решений о том, как и какие инвестиции должны осуществляться в мире для того, чтобы возобновился рост. В связи с тем, что ситуация в мире изменилась, и современное распределение капиталов в мировой экономике тоже изменилось. Именно развивающиеся страны, страны-экспортеры сырья обладают наибольшим ресурсом капитала в современном мире, а страны развитые, центры экономической силы такие как США, Европа, Япония в наибольшей степени испытывают недостаток и средств для инвестирования, и от отсутствия инвестиционных идей. В этой ситуации задача “двадцатки” была сформулировать новые правила игры, условия, при которых возобновилось бы движение капитала, чтобы это движение было достаточно свободным и в то же время направленным на финансирование тех задач, которые стоят перед экономикой для восстановления экономического роста».

Говоря о конкретных решениях G20, Дробышевский отметил, что это «опора на частный капитал, причем государства являются лишь помощниками, определяют правила игры. Государства не являются ведущей силой для осуществления инвестиций, какой-то именно государственной инвестиционной политики. Т.е. они создают условия для долгосрочных инвестиций, хотя и не предполагают непосредственно каких-то вложений в области бизнеса или создания производственных мощностей».

Тем не менее государство имеет возможности по инвестированию, хотя и ограниченные. «Это инвестирование в область инфраструктуры, - поясняет Дробышевский. - Пока бизнес не восстановил активную инвестиционную деятельность, пока мы не видим мощного инвестиционного движения, государство предполагает создание новых инструментов развития, и создания дополнительных возможностей в виде институтов развития для инвестиций в инфраструктуру, для расшивки узких мест, для поддержания тех проектов, которые в любом случае останутся за государством, а не за бизнесом.
В остальном же государства в своей экономической политике будут придерживаться тех мер, которые устраняют для бизнеса дополнительные риски, препятствуют нормальному инвестиционному развитию. Это сокращение дефицитов бюджета и нормализация ситуации с долгом, поскольку в ситуации, когда отсутствует бюджет и все время есть потребность у государства в займах, бизнесу труднее выходить на рынки капитала и занимать средства на долгий срок для своих инвестиций».

Кроме того, по словам Дробышевского «государства “двадцатки” поддержали идею стимулирования развития рынков, долговых рынков в национальных валютах, чтобы снять с бизнеса присущие этому процессу валютные риски, чтобы бизнес мог свободнее и более просчитано инвестировать и занимать и инвестировать на долгий срок».

И, наконец, на саммите государства G20 приняли на себя обязательства разработать новые инструменты для привлечения долгосрочных инвестиций и предложить их рынку для того, чтобы рынок и бизнес могли, ориентируясь на эти инструменты, развивать инвестиционную деятельность.

По словам замдиректора Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества Марка Рахмангулова, «“двадцатка” впервые признала, что политика в отношении рынка труда является не затратами государства, а инвестициями, которые в свою очередь приведут к экономическому росту. Не экономический рост создает рабочие места, а рабочие места являются залогом создания дальнейшего экономического роста».

Второй принцип российского председательства, по мнению Рахмангулова, заключается в том, что «вся та макроэкономическая политика, которую проводят государства, и в сфере занятости, и в сфере обеспечения бюджетной устойчивости, и в сфере образования должна быть взаимосвязана с политикой создания рабочих мест.

И третий принцип – должны создаваться инклюзивные рынки труда, такие, где создаются максимально равные условия для различных групп населения, различных видов работников.

Был принят отдельный документ - Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией, на основании которой в дальнейшем будут приниматься антикоррупционные планы на каждый год или два года.

«Прежде всего усилия “двадцатки” направлены на содействие росту в развивающихся странах, а именно включают усилия по устранению препятствий для роста, - подчеркивает директор Института международных организаций и международного сотрудничества Марина Ларионова. - Это касается стран с низким уровнем дохода. Стратегия развития включает всего пять направлений.
Продовольственная безопасность – предполагается подготовить обзор возможностей по содействию созданию новых рабочих мест и повышению производительности в сельском хозяйстве.
Расширение доступа к финансовым услугам и снижение стоимости переводов до 5% – это обязательство было раньше, и оно вновь подтверждено.
Инфраструктура как приоритет опять заявлена (однако здесь могли бы быть и более амбициозными обязательства, потому что обязательства «изучить возможность применения результатов работы исследовательской группы по финансированию инвестиций» – это такое обязательство, мягко говоря, слабое.
Кроме того, предполагается проанализировать возможности усиления сети региональных фондов по подготовке к финансированию инфраструктурных проектов.
Следующее направление – это развитие человеческих ресурсов. Здесь в основном усилия “двадцатки” концентрируются на содействии наименее развитым странам в реализации стратегий по обучению в течение всей жизни.
И последнее направление, связанное с блоком ключевой повестки “двадцатки”, – мобилизация внутренних ресурсов, работа по помощи и по определению тех направлений, в которых нуждаются наименее развитые страны в помощи, для реализации плана по преодолению эрозии налогообладаемой базы и перемещению прибыли».

См. также Владимир Зуев: «G20 должна решать вопросы финансового регулирования»

PS: Вчера вечером президент Владимир Путин подписал указ об освобождении Ксении Юдаевой от должности начальника Экспертного управления президента. Она была назначена на эту должность в июле прошлого года и через месяц стала российским шерпой в G20. Повлияли ли итоги саммита «двадцатки» на решение об освобождении Юдаевой от должности, пока не известно.

10380 просмотров