Вчера в историческом конференц-зале Дипломатической академии МИД России прошла презентация многотомника "Миг и вечность" ректора Дипакадемии, профессора, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки России Евгения Бажанова. "Это воспоминания о моей супруге Наталье Евгеньевне Бажановой, которая была историком, публицистом, ученым, профессором, дипломатом. Но это специфические воспоминания – не мы в центре внимания этих работ, а те проблемы, которые мы исследовали на протяжении своей жизни, те страны, где мы бывали, где мы работали, которые мы изучали", - рассказал Евгений Бажанов.
Первый том начинается с рассказа о том, как выглядел Советский Союз в 1950-1960-е годы с акцентом на Баку и Москву, где росла Наталья, и на Сочи, где рос Евгений Бажанов. Это рассказ о МГИМО тех лет и о стажировке Бажановых в Сингапуре с 1968 года по 1970-е. "Нас послали туда учить китайские диалекты. Сингапур уже тогда смотрелся для наших граждан как экзотическая страна. В Советском Союзе Сингапур называли бананово-лимонным, повторяя слова популярной песни. Это была страна с большим количеством проблем - этнических, политических, экономических. Рядовые граждане были настроены очень революционно. Люди не любили собственное правительство во главе с Ли Куан Ю, считали он превращает Сингапур в придаток Англии, нещадно эксплуатирует население. Все взоры сингапурцев, простого люда, были направлены на Китай, где шла культурная революция, а также на СССР", – вспоминает Бажанов.
Он рассказал, как советское посольство организовало кинофестиваль, где демонстрировался фильм "Ленин в октябре": "Перед началом сеанса около кинотеатра собралось несколько тысяч безбилетников. Они прорывались в зал, сидели и лежали на полу. Как только Ленин появлялся на экране, раздавались бурные аплодисменты, восторженные возгласы. А еще когда Ленин говорил с экрана, что надо кого-то арестовать, это вызывало дополнительный восторг. Такие были настроения. Однако Ли Куан Ю проводил свою политику реформ, превратив Сингапур в одну из самых развитых стран земного шара, и в книге рассказывается о том, что это были за реформы, и почему они вызывали в основном негативную реакцию".
Ли Куан Ю
Рассказал Бажанов и о китайских реформах: "В Китае тогда проживал миллиард человек, из них 800 миллионов это были настоящие крестьяне с большими семьями. Они получили право брать землю в аренду, а значит трудится, и появились сельскохозяйственные товары. Можно было купить любые овощи, любые фрукты, и это, кстати, контрастировало с тем, что было в Советском Союзе тогда. Появилась частная промышленность - мелкая, средняя, постепенно и крупная. Китайцы стали создавать специальные экономические зоны. Самая знаменитая зона - Шэньчжэнь, рядом с Гонконгом, созданная в 1979 году. Однако в газетах описывали случаи, когда, например, бедные крестьяне приходили на поле богатого крестьянина и начинали собирать урожай. Он звал милицию, проходила милиция и объясняла - ты богатый, а значит должен делиться, и тоже собирала этот урожай. Появились местные начальники, которые для того, чтобы что-то иметь с этих реформ, подняли налоги. Ввели налог на хорошую погоду, налог на игры в карты, налог на ругательства. Стала развиваться коррупция".
Шэньчжэнь
Между тем, по словам Бажанова, политика открытых дверей стала еще вызывать отторжение у части населения, поскольку напоминала им "как иностранцы хозяйничали в Китае, превратили Китай в полуколонию". "Тем не менее Китай совершил фантастический рывок вперед. Ни одно государство в мире, ни одна цивилизация такого не добивались. В книге содержится подробный анализ наших представлений о том, во-первых, в чем заключались эти реформы, и почему они принесли успех. Первый фактор это то, что реформы возглавил один из самых выдающихся реформаторов в истории человечества - Дэн Сяопин, который несмотря на все препятствия, несмотря на критику извне или на критику внутри страны жестко и четко продолжал эту линию на реформы.
Второй фактор - невероятное трудолюбие китайского народа. Так, как трудится китайцы, мало кто в мире трудится. Это трудоголики. Плюс китайские традиции - поклоняться предкам, уважать старших, подчиняться начальству. Еще один фактор - внешняя политика Китая. Китай в начале реформ смог установить хорошие отношения с Западом. Поэтому когда начались реформы западный капитал туда с удовольствием пошел. И Китаю удалось установить прекрасные отношения с иммигрантами, живущими в других странах. Десятки миллионов людей с большими финансовыми и экономическими возможностями вошли на китайский рынок. И произошло это не только потому, что Запад преследовал какие-то политические цели, а иммигранты исходили из своих патриотических чувств, а потому, что в Китае была создана прекрасная конъюнктура для того, чтобы там можно было делать деньги.
Одновременно китайское руководство стало развивать отношения с третьим миром, а также примириться с Советским Союзом и странами Восточной Европы, которые были близки Советскому Союзу. У нас в руководстве были люди, которые говорили, что мы можем мириться с китайцами, когда они идут по капиталистическому пути, дружат с Западом, выставляют нам какие-то предварительные условия, что мы должны вывести войска из Афганистана, убрать войска из Монголии. Нормализация произошла уже позднее… Когда Горбачев начал проводить свою перестройку, то в Китае стали говорить: "Как повезло Советскому Союзу, какой молодой, энергичный, образованный человек пришел к власти, у него стратегия, все прописано на десятилетия. А у нас старики руководители, не очень грамотные, у них никакой стратегии нет, они сами говорят о том, что мы проводим реформы, переходим речку щупая камни ногами, нащупал камень делай шаг, поэтому ничего в Китае не получается". В итоге все получилось наоборот - Советский Союз развалился, а Китай вышел вперед. В книге содержится попытка анализа того, почему это произошло".
Выступая на презентации посол КНР Ли Хуэй заявил, что Наталья Бажанова хорошо знала Китай: "Я прочитал несколько ее книг, сейчас в нашей посольской библиотеке специальный участок выделен под ее произведения. Она был старательным, талантливым ученым, обращала внимание на изучение внутренней обстановки страны, культуры, традиций, обычаев. Она бывала во многих городах Китая, и все то, что она видела, что она ощущала, она описала в своих книгах, внеся огромный вклад в дело укрепления нашей традиционной дружбы, в дело ознакомления с Китаем. И китайская сторона высоко оценивает ее огромный личный вклад. Я могу сказать, что она еще отличный помощник товарища Бажанова, ректора Дипломатической академии. Они в работе много помогала товарищу Бажанову. То, что писала Наталья Бажанова - драгоценные вещи, драгоценные произведения для китайцев, особенно для русистов, которые занимаются китайско-российскими отношениями. Мы никогда не забудем ее личный вклад. Мы будем учиться у нее".
Бывший заместитель генерального секретаря ШОС, профессор Высшей школы экономики Владимир Захаров считает, что по книге Бажанова можно восстановить основные нити жизни советского посольства в Китае и понять, что 95% дипломатии - это внутренняя дипломатия, отношения с людьми. "В этой книге смесь политики, смесь личного, все переплетено вместе в один очень крепкий узел. Великий союз любящих друг друга людей, союз профессионалов, это редкий в дипломатии, когда муж в полной мере помогает жене, а жена, любящая мужа, отдает себя во имя работы, во имя карьеры", - заявил Захаров.
Как заявил на презентации книгоиздатель Леонид Дашков: "Нашему издательству [«Дашков и К»] повезло, Евгений Бажанов обратился к нам с просьбой начать издание этого многотомника «Миг и вечность». Это фундаментальный труд, даже философский. Поражает то, что здесь много деталей, много выводов. Простым, доходчивым языком говорится об истории семьи, но мы наблюдаем и за формированием ситуации в Америке, в Китае. Раскрывается жизнь простых людей, обычаи страны, культура, политика. В книге описано много курьезных случаев, эпизодов, которые вызывают улыбку. Пока вышло три тома, но когда выйдут остальные, это будет большой вклад будет и в литературу, и в анализ того времени, в котором все мы жили. Книга полезна и экономистам, и культурологам, и историкам. Поэтому я думаю, что появление книги - большое событие в жизни страны".
В интервью "Вестнику Кавказа" журналист и телеведущий Леонид Млечин заявил: "Я вам скажу как внимательный читатель первых книг - ты втягиваешься в историю, втягиваешься в историю судьбы Бажановых как в сагу. Затягивает судьба этой семьи, ты проникаешься, у тебя возникает ощущение, что ты хорошо знаешь этих людей, следишь за каждым поворотом судьбы. Все это происходит на интереснейшем политическом фоне".