В России миграционная политика стала обретать системные черты, и одна из мер, призванная предотвратить появление в стране иностранных преступников – дактилоскопия. С 2016 года на 200 пунктах въезда в Российскую Федерацию установят дактилоскопические комплексы. Нововведение позволит уже на границе выявлять иностранцев, которые пытаются проникнуть в страну нелегальным способом.
Сторонником идеи, в частности, выступает ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство" Юрий Московский (См. Дактилоскопия – альтернатива устаревшей системе визового режима). Однако реализация идеи массовой дактилоскопии, которую планируют использовать как метод борьбы с нелегальными мигрантами, весьма затруднена.
Эксперт по вопросам миграции Александр Калинин говорит: "Если мы говорим о норме, которую хотят ввести для снятия отпечатков пальцев со всех граждан, которые пересекают, хотят въехать на территорию РФ, то здесь есть некоторые сложности. Если я еду как турист, почему я должен сдавать отпечатки пальцев? Закон РФ не регламентирует данный пункт, поэтому я могу отказаться. Значит, на границах надо будет исходить из того, что сначала дать миграционную карту гражданину, который пересекает границу, и далее определять, если у него частная цель визита, то пограничные службы или работники ФМС не имеют права требовать сдачу отпечатков пальцев. Однако граждане, которые едут для осуществления трудовой деятельности, должны будут сдавать отпечатки пальцев".
Другой проблемой Калинин считает возможные перипетии мигрантов уже на российской территории: "Мигрант приехал на территорию РФ и по каким-то причинам не смог оформить документы, которые дают возможность работать на территории РФ. Нет денег, попал в ситуацию, в которой он оказался без денег, но при этом он уже сдал свои отпечатки пальцев. Поэтому на сегодняшний день, та норма закона, 128 ФЗ, которая работает, говорит о том, что отпечатки пальцев гражданин должен сдавать тогда, когда уже получает разрешительные документы. То есть, это последний этап. Мы получаем патент, сдаем отпечатки пальцев, у нас на руках разрешительные документы, если никаких нет нарушений законов".
В качестве третьей проблемы эксперт назвал финансовую составляющую: "Речь идет о 400 пунктах, где можно пройти процедуру дактилоскопии. Сотрудникам, которые будут снимать отпечатки пальцев, необходимо пройти обучение. Это процедура непростая, много расходных материалов. После каждого гражданина, который сдал отпечатки пальцев, необходимо влажными салфетками протирать аппарат. Это норма гигиены, но даже по этому пункту будут колоссальные расходы. Нужно рассчитать, какое количество аппаратов необходимо в зависимости от пропускной способности того или иного таможенного поста. Я не представляю, каким образом это можно сделать. В аэропортах можно ввести, ввели с 2014 года, в Санкт-Петербурге, но каким образом это можно вводить на таможенных постах, где проходят поезда, где колоссальный поток легкового транспорта, автобусы. Кроме того, есть еще и дети. В проекте, если я не ошибаюсь, и дети с 6 лет должны сдавать отпечатки пальцев".
Калинин думает, что до 2016 года Госдума не сможет принять такой закон, как из-за сложности его реализации в финансовом плане, так и по нормам международного права.