Вестник Кавказа

Чечня: 11 лет в правовом поле

Тимур Уцаев, Грозный

После завершения активной фазы контртеррористической операции в Чечне начали разрабатывать проект Конституции республики. Ее приняли 23 марта 2003 года в ходе общенационального референдума. Считается, что именно тогда в вопросе о политическом статусе Чечни был сделан поворот от сепаратизма к возвращению в конституционное поле России.

Необходимость референдума воспринималась участниками политических процессов далеко не однозначно. Позиция международного сообщества, правозащитных организаций, а также либерально-демократических кругов России была однозначно негативной. Референдум 2003 года был основан лишь на уверенности Ахмата Кадырова в том, что народ сделает свой политический выбор.

Бывший член чеченского избиркома Боки Амаев вспоминает, насколько трудно было вести работу в то время, ведь в России не было прецедента подобного референдума. Чеченские служащие не знали, откуда можно заимствовать опыт. "Мы обращались в Центризбирком РФ с просьбой о помощи, нам нужно было издавать десятки документов. Поддержку нам обещали, но как такого опыта там не имели, советовали соображать самим. Вместе с тем, представителям властей поступали угрозы от боевиков, в этих списках в первую очередь стояли члены комиссии. Знаю несколько случаев, когда люди шли голосовать даже после личных угроз. К сожалению, без преступлений не обошлось, погибли несколько наших коллег".

Перед референдумом шли консультации с руководителями ведущих общественно-политических сил Чечни о путях выхода из кризиса. В результате был разработан проект договора "Об общественном согласии – ключевых принципах политического урегулирования в Чеченской республике". Открытый для подписания с января 2003 года договор поддержали более 400 представителей общественных и политических организаций, трудовых коллективов, деятелей науки и культуры, творческой интеллигенции. Среди подписантов было и несколько десятков членов НВФ.

"В ходе референдума в Чечню заезжали группы международных наблюдателей в трех направлениях – со стороны Гудермесского района, Наурского и Ингушетии. Я встречал гостей на границе с Ингушетией, после чего мы направились в Серноводск. Еще издалека к удивлению иностранцев были заметны большие очереди на избирательных участках, и такая же ситуация была везде. Даже после обстрелов нескольких участков туда приходили люди и голосовали. Деятельность инициативной группы по подготовке референдума была очень грамотно поставлена. За короткий промежуток времени они подготовили 200 тыс. информационных материалов – это проекты закона о конституции, и законы о выборах президента и парламента ЧР. За неделю до голосования были высланы пригласительные избирателям. Всем им были переданы эти материалы с разъяснениями", - рассказал "Вестнику Кавказа" секретарь избирательной комиссии республики Али Вахитов.

"Ахмат-Хаджи Кадыров не разочаровался, все произошло, так как он и предполагал – народ вышел на референдум и пожелал жить в составе России. Замечу, что у чеченцев есть такая черта – если они выбрали какую-то дорогу и посчитали что она правильная, то идут по ней, несмотря на трудности. Кадыров часто задавал вопрос – что хорошего дают народу войны. Вопрос был риторическим, благодаря референдуму много зла обошло стороной нашу республику", - рассказал "Вестнику Кавказа" президент Академии наук ЧР Шахрудин Гапуров.

13080 просмотров