Вестник Кавказа

Ближний Восток «ближний» не только по названию

Ближний Восток «ближний» не только по названию
© Фото: Сайт президента России

После того как отряды связанных с "Аль-Каидой" экстремистских группировок предприняли наступление на район сирийского города Кесаб на границе с Турцией сирийская армия установила у границы зенитно-ракетные комплексы для возможного перехвата самолетов, нарушающих воздушное пространство страны. Была также обнародована информация о том, что исламисты провели массовые казни жителей-армян, которые составляют большинство жителей Кесаба.
О ситуации вокруг Сирии и ее влиянии на Кавказ «Вестнику Кавказа» рассказал зампред Ассоциации российских дипломатов, доктор исторических наук, посол Олег Пересыпкин.

- Как ситуация в Сирии и Турции может сказаться на Южном Кавказе?

- Эта ситуация, безусловно, окажет влияние на Кавказ из-за географической близости. Есть определенные региональные контакты, которые существуют постоянно. Например, паломники, которые ездили в Мекку и в Медину на машинах и автобусах, проезжали через Сирию. Сейчас этого, видимо, не будет. И сейчас в Турции говорят о возрождении халифата в политическом смысле (не исламского халифата, о чем говорят радикальные исламисты, а именно политического союза). Не случайно, в странах Средней Азии, самые опытные послы из Турции пытаются проводить идеи пантюркизма, оказывают помощь. Кавказ тоже когда-то был сферой влияния Турции, и в Анкаре внимательно следят за тем, что происходит на Кавказе. И нашим кавказцам нужно внимательно смотреть за тем, что происходит в Турции.
Какая опасность может быть? Если в Сирии Башар Асад будет побеждать, то все эти ваххабитские, салафитские элементы, которых мы называем фундаменталистами, могут побежать туда, где ближе, и оказаться на Кавказе, а это создаст большую напряженность.

- Как может сказаться на ситуации в регионе ситуация вокруг Крыма?

- Я считаю, что Крым всегда был российской территорией. Украина вообще не имеет к нему никакого отношения. Изначально, с VI века там были греки, потом он находился под влиянием турок, там появились турки, татары. Потом, когда он был российским, там оказались россияне и потом украинцы. Там было несколько войн. Была Крымская война, когда Турция и западные страны воевали против России. Знаменитая оборона Севастополя. Крым очень важен с точки зрения истории России, и его возвращение вполне естественно.
Но на Украине и на Западе считают, что это неестественно, и это вызывает у них раздражение. Они понимают, что уже ничего не могут сделать, в этом бессилии они и могут предпринять какие-то такие действия. Не думаю, что из-за этого США или НАТО предпримут военные действия, но подзуживать турок, подзуживать Саудовскую Аравию, усилить свою поддержку оппозиции режиму Асада — это вполне возможно. Но я не думаю, что США или натовцы все-таки пойдут на какие-то военные действия в отношении Сирии. Скорее всего, будет просто оказываться дополнительная массированная помощь оппозиции Башара Асада, причем, видимо, будут поощрять и дальше Турцию проводить такую жесткую линию в отношении режима Асада. И, естественно, монархические режимы типа Саудовской Аравии и особенно Катара.

Говоря о Сирии, Пересыпкин заметил: «Определенный оптимизм вызывает то, что в настоящее время оппозиция, которая воюет против Башара Асада, расколота на несколько группировок, и случается, что они воюют между собой. Дело дошло до того, что Саудовская Аравия отозвала своего посла из Катара, объяснив это тем, что Катар начинает действовать в Сирии и на Ближнем Востоке, не согласовывая свои действия с Саудовской Аравией и Советом по сотрудничеству Персидского залива. Мне кажется, надо продолжать поддерживать режим Башара Асада, который сейчас, по крайней мере, одерживает пусть не очень большие, но, тем не менее, победы. И в этих самых успехах значительную роль играют сейчас курдские объединения.
Сейчас курды перешли на сторону Асада, у них есть свои ополчения, которые охраняют курдские деревни, более того, они захватили два перехода на турецкой границе и два перехода на иракской границе. Они пытаются отрезать турецкий коридор от помощи этих боевиков. Но курды обладают только легким оружием, поэтому они вряд ли могут составить серьезное сопротивление, если турки будут использовать артиллерию, танки…
Не исключены действия и со стороны Израиля, потому что в ситуации, когда сирийцы заняты своими внутренними проблемами, Израиль действительно чувствует себя более или менее спокойно. Но у него назревают проблемы с Палестинской автономией, и израильтяне вряд ли пойдут на какую-то масштабную военную операцию против Сирии.
Мы будем использовать каждую возможность для того, чтобы защищать сирийский режим. Ближний Восток «ближний» не только по географическому названию, но он близок нам во многих отношениях, и в этой связи мы должны внимательно следить и использовать любые возможности для нормализации обстановки в этом регионе».

9785 просмотров

Видео

Все видео


реклама