Армения несет полную ответственность за развязывание войны и применение силы против Азербайджана, занимая его территории и проводя массовые этнические чистки, заявил вчера глава азербайджанского внешнеполитического ведомства Махмуд Мамедгулиев на 126-ой сессии Комитета министров Совета Европы в Софии. Он напомнил, что 2 апреля вооруженные силы Армении во время нападения на гражданских лиц, проживающих на территориях в прифронтовой зоне, открыли интенсивный огонь из тяжелого оружия по позициям Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии соприкосновения.
В результате артиллерийских обстрелов Армении были убиты и тяжело ранены несколько гражданских лиц, в том числе дети. "Территории, находящиеся под контролем Вооруженных сил Азербайджана, плотно населены, и наоборот, на другой стороне от линии соприкосновения, контролируемой вооруженными силами Армении, нет гражданских лиц", - пояснил Мамедгулиев, выразив мнение, что обвинения Армении в адрес Азербайджана в убийстве гражданских лиц являются безосновательными и имеют единственную цель обмануть международное сообщество и уйти от ответственности.
Замминстра призвал международное сообщество осудить Армению за грубое нарушение международного права и режима прекращения огня, а также потребовать строгого соблюдения ею обязательства о прекращении огня от 5 апреля 2016 года и конструктивного участия в переговорах о выводе своих вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана, которое откроет путь для урегулирования оставшихся политических вопросов.
На решение этих проблем была нацелена состоявшаяся в понедельник в Вене первая с начала обострения ситуации в Карабахе встреча президентов Азербайджана и Армении - Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. В переговорах приняли участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Джеймс Уорлик, Игорь Попов и Пьер Андрие. В Баку встречу расценили как продолжение победы азербайджанской армии в сфере дипломатии, так как после апрельских боев сопредседатели Минской группы убедились, что этот конфликт не является замороженным.
Между тем, как заявил в Москве в ходе видеомоста "Евразийское будущее Закавказья" экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян, "в Вене достигнуто хорошее соглашение о необходимости установить окончательное перемирие и ввести механизмы контроля за режимом нарушения огня. Когда перестанут гибнуть люди на границах с азербайджанской и армянской стороны, это создаст условия доверия, на почве которой можно будет начинать переговоры. Если не будет мира на линии соприкосновения, то о переговорах речи быть не может". По словам Арутюняна, 2 апреля "был нарушен режим перемирия, подписанный в 1994 году, участником которого я был. Тогда стороны взяли на себя обязательства по соблюдению перемирия, были созданы предпосылки, действует Минская группа, которая должна решить этот конфликт. Если мы государство, которое выполняет наши международные обязательства, мы не должны начинать. Либо мы отказываемся от Минской группы, выходим из режима прекращения огня и начинаем войну. Вопрос в этом".
Как заявил, отвечая на вопросы журналистов в ходе того же видомоста, директор Центра политической конъюнктуры, политолог Сергей Михеев, после встречи в Вене стороны будут пытаться возобновить переговоры, но единственный плюс ситуации в том, что снизился накал военного противостояния: "За это можно обеим сторонам сказать спасибо, потому что война это дело такое, никому особо не нужное… Стороны пошли на встречу в значительной степени под давлением России и США как ведущих игроков. Но подвижек я не заметил. Возможно, это осталось в кулуарах, за кулисами. Но сам по себе факт встречи является шагом вперед по сравнению с апрельской ситуацией. Но будет ли после этого еще шаг, пока все крайне сомнительно".
По мнению Михеева, в этой ситуации Москва пытается надавить и на Баку, и на Ереван, но у всякого давления есть пределы: "За минувшее 25 лет это давление осуществлялось в разные периоды. Но итог мы видели – апрельское обострение ситуации. Вопрос в том, можно ли привести стороны к чему-то, похожему на Мадридские принципы, которые там долго вырабатывались. Пока, мне кажется, это крайне сложно". По мнению политолога, в ходе четырехдневной войны никто не одержал ни тактической, ни стратегической победы: "По внутриполитическим мотивам кто-то может подсчитывать очки, но если говорить о стабильности в регионе, то победы не одержал никто, в том числе и для России эта ситуация была проблемой".