Вестник Кавказа

Апшерон на Москве-реке. Картинки с выставки

На Крымском валу открывается выставка "Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов". "Сегодня в Москве большое художественное событие. Праздник для всех поклонников искусства, потому что в Центральном доме художника, в Третьяковской галерее открывается выставка азербайджанских художников  большей части XX века", - заявил "Вестнику Кавказа" первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман.

Третьяковская галерея представляет целую серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, и первая выставка представляет творчество художников Азербайджана. Важной чертой собрания стало отсутствие произведений, отражающих идеологическую конъюнктуру своего времени. Даже социальная заостренность, присущая живописи "сурового стиля" начала 1960-х годов, не нашла значительного места в работах, поступивших в музей за 40 лет.

"Организована выставка Фондом Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры России. Она собрала здесь полотна самых ярких наших художников, здесь работы и Таира Салахова, и Тогрула Нариманбекова, и Фархада Халилова. Здесь работы, которые нам, бакинцам, хорошо знакомы. Москвичи многие эти работы увидят впервые, но интерес к этой выставке огромный. Здесь собрались сотни людей, и это только на открытие. Я знаю по прессе, по телевизионным программам, по газетам, какой интерес к этой выставке. Потому что на самом деле азербайджанские художники конца XX века, второй половины XX века внесли неповторимый вклад в художественную сокровищницу тогда еще СССР, а потом уже современного Азербайджана", - сказал Гусман.

Следуя характерным с конца 1950-х – начала 1960-х годов художественным поискам национальной идентичности, каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое нерасторжимо срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.

Президент РГГУ, председатель Общества российско-азербайджанской дружбы Ефим Пивовар заявил "Вестнику Кавказа": "Это не только школа живописи, это уникальный культурный элемент, потому что с Апшероном связано и то, что творил Есенин когда-то, и то, что он встречался с художниками… Персидские мотивы, это тоже Апшерон. Многие творцы, будь-то писатели, художники, поэты, музыканты творили в тех местах. И это шире, чем художественное наследие Апшерона. Выставка соединила собственно азербайджанскую культуру и живопись с тем, что создавалось в рамках общей советской культуры. Это было частью общесоветской культуры, демонстрацией единого гуманитарного наследия и гуманитарного пространства. Салахов - это, конечно, великий художник Азербайджана, великий реалист, но он по заслугам является вице-президентом Российской академии художеств. Это общее. И таких примеров много". 

Мир Надир Зейналов. Апшеронские сеятели. 1972. Холст, масло. 202x275 см. Третьяковская галерея

Выставка "Созвездие Апшерона" включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Однако организаторы говорят, что показ был бы невозможен без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые поддержали привоз из Баку значительного по количеству и художественному качеству корпуса работ.

Задача выставки — объединить в одной экспозиции полотна из коллекции Галереи, выполненные художниками, которых условно можно назвать "официальными", и произведения из азербайджанских музейных и частных собраний кисти тех живописцев, кто в советское время был лишен возможности широко выставлять свои работы. Кураторы предлагают отказаться от принятых стереотипов. Собранные вместе, произведения живописцев разных художественных полюсов демонстрируют, сколь много у них точек соприкосновения. Они не противостоят, а, скорее, тяготеют друг к другу, объединенные привязанностью к одному времени, системой образов, яркими метафорами, характерной цветностью колористической гаммы, особой пластикой. Эти явления представляют разные грани одного культурного явления – азербайджанской художественной школы.

По словам президента фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева, профессора Тамары Синявской, выставка вызывает толк положительные эмоции: "Я окунулась в те годы, когда некоторых из этих художников знала лично, а о некоторых просто слышала. Впечатляют безумные краски. Это глубочайшее мастерство".

В 1960–1980-е годы творческий подъем переживали Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название "Апшеронская школа". Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов.

Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени. Вместе с тем азербайджанское искусство в этот период предстает явлением цельным, обладающим устойчивым набором признаков, отражающих особенности национального менталитета, мировосприятия, эстетического переживания окружающего мира.

Расим Бабаев. Многоликий див. 1989. Холст, масло. 90х100 см. Фонд Марджани

Характерные черты азербайджанской школы — стремление к подчеркнуто острым композиционным решениям, широкой живописной технике, усиленной яркости колорита, свободе, раскованности письма.

Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ, экс-генеральный директор Большого театра России Анатолий Исканов заявил "Вестнику Кавказа": "Я очень рад, что сегодня москвичи могут познакомиться с творчеством художников Азербайджана, прикоснуться к истории искусства Азербайджана. Контакты творческих людей России и Азербайджана никогда не прерывались. Искусство двух наших народов постоянно в контакте, они взаимно подпитывают друг друга. У нас серьезные дружеские и профессиональные контакты – и среди кинематографистов, и в театральной сфере. Это и  контакты азербайджанских певцов с Большим театром. Традиционно на протяжении долгих десятилетий лучшие азербайджанские голоса звучат в стенах Большого театра.

Чингиз Абдуллаев - один из самых почитаемых и один из самых читаемых писателей в России. А сегодняшняя выставка еще одно свидетельство того, что наши связи не прерываются и только укрепляются".

Фазиль Наджафов. Утро. 1983 Известняк. 190х84х83 см.

Экспонируемые произведения знакомят с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Старый Баку и образы, словно пришедшие из далекого прошлого, оживают в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк. Индустриальная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде — мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса, говорят организаторы.

26850 просмотров