Вечером 21 мая центр Еревана охватили народные волнения. Как это ни странно, но поводом для противостояния между разными слоями армянского общества и полицейскими послужили не фальсифицированные итоги выборов, что выглядело бы более или менее логично в поствыборный период, а организованный в столице парад "Многообразие".
Некие общественные организации "Общественная информация и потребность в знаниях" и "Женский ресурсный центр" организовали акцию "Шествие культурного разнообразия", которая стартовала у комплекса "Каскад" и должна была завершиться на площади Шарля Азнавура. Но еще до начала шествия ситуация на месте проведения акции накалилась. Участники собрались недалеко от музея имени Гафесджяна, туда же прибыла и группа молодых людей, скандирующих "Нет извращенцам" и заявляющих, что они выступают против гомосексуализма. Одна из организаторов акции Марине Маркарян сообщила журналистам, что парад "Многообразие" не имеет связи с сексуальными меньшинствами, это культурная акция, а неверное представление о параде обусловлено дезинформацией и событиями вокруг подвергшегося недавно нападению клуба DIY, в котором собирались представители сексменьшинств. Однако втолковать это молодым армянским консерваторам не получилось, в результате чего между участниками парада "Многообразие" и консервативно настроенной молодежью произошла стычка. Полиция попыталась немедленно разнять участников, однако, стычки продолжились под крики "Позор!", "Гомосексуализм, прочь из Армении!". В итоге число молодых людей выражающих протест "Многообразию" достигло нескольких сотен, и они продолжили преследование участников акции "Шествие культурного разнообразия".
В целом эти события удивления не вызывают - слишком уж много аналогичных событий им предшествовало. В тот же день, 21 мая, бар «DIY» (Do it yourself) в центре Еревана в очередной раз подвергся нападению. По словам владелицы бара Армине Оганезовой, группа людей сломала дверь клуба, вторглась в помещение, переломала столы, стулья, разлила воду. Они оставили в клубе большой плакат с надписью «Свет вере Просветителя, смерть – отступнику!», а также множество угроз. По ее словам, этими группами управляет один человек, и когда они объединяются, их становится 200-300 человек. Примечательно, что радикально настроенная часть армянского общества озаботилась существованием бара DIY буквально через два дня после выборов в парламент Армении. Гнев радикалов в частности вызвало, то что DIY - это де клуб для гомосексуалистов. После чего начались его поджоги, публичные взаимные обвинения радикалов и владелицы DIY, в результате чего в поджоге пристанища гомосексуалистов… прямо обвинили партию АРФ “Дашнакцутюн”, принимавшую участие в выборах и заручившуюся довольно скромным присутствием в парламенте. Полемика между дашнаками, гомосексуалистами и их покровителями продолжается и сейчас, но лидеры партии так и не объяснили избирателям, какие шаги они намерены предпринять в парламенте, намерены ли они в очередной раз объединиться с партиями власти или нет и т.д.
Волна нетерпимости докатилась до США. Председатель Центрального комитета АРФД Западного побережья США Аведик Измирлян от имени партии осудил преступление на почве ненависти, призвав стороны к откровенному и честному обсуждению относительно нетерпимости. Он осудил инцидент с баром DIY в Ереване, при этом отвергнув возможность причастия партии к нападениям на бар. Отвечая на вопрос о том, почему этот вопрос имеет значение в США, если сам инцидент произошел в Армении, Измирлян отметил, что дискриминация по признаку расы, религии, национальности или сексуальной ориентации всегда была спорным вопросом в обществах, в том числе в США. Однако, ни одного комментария о своих дальнейших политических шагах и намерениях дашнаки так и не дали.
Впрочем, дело даже не в них. На политическом поле Армении царит полная тишина, изредка прерываемая ничего не значащими безликими и бессодержательными заявлениями различных политиков. За этой обманчивой тишиной идет активный и достаточно бурный передел собственности, основные игроки пытаются разделить властный пирог, поделить куски экономики, договориться о формате участия в выборах, поделить портфели министров, кресло премьера. И, наконец, главное – определиться с кандидатурой на пост президента, выборы которого пройдут в феврале 2013 года.
Иначе говоря, сейчас в Армении происходят основные события, определяющие ее будущее, и в том числе имя будущего президента. Но все эти кулуарные события, включая грызню за места у кормушки, СМИ практически не освещают, не имея информации и соответствующих ньюсмейкеров, готовых эту информацию предоставить. В этих условиях информация о гомосексуалистах, сектантах, наркоманах, ВИЧ-инфицированных и других подобных элементах армянского общества наилучшим образом с лихвой заполняет образовавшийся информационный вакуум. Именно отсюда и идет всплеск информационного потока обо всех этих группах, сопровождаемый авторитетными мнениями различных “экспертов” о том, как люди с нетрадиционной ориентацией, религиозные меньшинства или просто больные люди “могут развалить Армению, расколов ее на части”. При этом реальные вершители судьбы занимаются гораздо более прозаичными делами, сводящимися к обеспечению для себя лично и для своего окружения места под солнцем.
Следует признать, что сектантство, наличие сексуальных меньшинств, наркоманов никогда и нигде не способствовало повышению уровня национальной безопасности. Особенно это можно сказать об Армении, находящейся в состоянии неурегулированного конфликта и окруженной с двух сторон не самыми миролюбивыми соседями. Естественно, что сектантство в мононациональной стране подрывает сплоченность и единство армянского народа. Однако, заниматься сектантами, посредством пропаганды и распространением истинно христианских ценностей, а главное личным примером намного логичнее было бы, например, Армянской апостольской церкви (ААЦ), а не разным “экспертам” и представителям существующих непонятно на какие средства общественных организаций. Однако ААЦ хранит упорное молчание, игнорируя целенаправленный раскол армянского общества. В результате периодические статьи о засилье религиозных сект в Армении, пресс-конференции самых “экспертов” и другие подобные мероприятия, посвященные деятельности гомосексуалистов, сектантов и распространителей СПИДа в Армении наиболее часто стали появляться именно в поствыборный период, в период раздела властного пирога.
Ситуация предельно ясна. Достигнув своих целей на выборах 6 мая, которые и выборами можно назвать с большой натяжкой, правящий в Армении криминально-олигархический режим решил окончательно подавить народную политическую активность. Следует отдать должное политтехнологам республиканцев, “Процветающей Армении”, АРФД и другим “избранникам народа”, поскольку именно они додумались сменить кнут на пряник, чтобы избежать повторения очередного “1 марта”. Власти вполне удачно направили энергию общества в нужное русло, а именно против сексменьшинств, которых в Армении не так уж много, чтобы сделать из этого проблему общенационального масштаба. Сектантам, ВИЧ-инфицированным и наркоманам достается потому, что эти люди также находятся в уязвимом положении. Правящие в Армении силы, внутренние и внешние, прекрасно понимают, что гражданские инициативы – это единственная угроза, которая способна сорвать их ведущие к полному авторитаризму и единоличному удержанию власти планы. Народу в очередной раз пытаются запудрить мозги, направляя его гнев и недовольство в нужное власти русло. Цель - дискредитация гражданского общества, которое, наконец, стало обозначать альтернативный путь избавления от распоряжающегося его судьбой, ненавидимого им эксплуататорского режима, и нейтрализовать гражданскую активность. Способ довольно эффективен. С использованием всех средств из арсенала информационной войны власти посредством психологической атаки стремятся окончательно парализовать национально-гражданскую сознательность общества и отвлечь его внимание от основной причины всех остальных проблем, в том числе проблем, вокруг которых идет спекуляция, т.е. от себя и своей нелегитимности. Власть стремится расколоть крайне опасное для него гражданское сопротивление, разделив общество с помощью фальшивых ярлыков «национальный» и «либеральный».
При этом наверху, по-видимому, считают, что внутринациональная ненависть, отсутствие терпимости – процесс вполне управляемый. Тем не менее инициаторам разделения общества на “националистов” и “либералов” следовало бы понимать, что управляемый процесс вполне может и выйти из под контроля. Даже в странах, имеющих состоявшиеся правовые системы комплекс вопросов, связанных с сексуальными меньшинствами, в правовом плане до конца не урегулирован. А в хрупкой среде армянской общественности, делающей первые шаги в сферах демократии и гражданственности, провоцирование этих вопросов недопустимо. Неосмотрительное обсуждение еще более подорвет устои армянского общества, сделает еще более уязвимыми его отдельных граждан и группы. Самому же обществу следует осознать, что это “обсуждение”, брошенное на арену с целью решения сиюминутных проблем, как раз и чревато угрозами национальной безопасности. Пока же в армянском обществе явные попытки по разжиганию костра из грубой нетерпимости, недопустимого насилия, сексуальной разнузданности и воинствующего антипатриотизма продолжаются.
В Армении разжигают костер нетерпимости
Давид Степанян, Ереван
24550 просмотров