Вестник Кавказа

Философская истина и интеллигентская правда

До президентских выборов в России остается чуть больше недели. Парламентские выборы в декабре прошлого года привели к волне общественных протестов, митингов и социальной активности. И теперь общественные деятели рассуждают о причинах и последствиях таких явлений в российском обществе.

Философ-публицист Виктор Аксючиц
Что происходит в России? Как говорят ученые, точка ли это бифуркации, после которой хаос либо новое возрождение? Идущий процесс противоречивый. С одной стороны, если бы народ после выборов не вышел бы на улицы, то, скорее всего, партия власти закоснела бы в своей гордости победителей. На то и народная щука, чтобы властный карась не жирел. Но с другой стороны, если Россия слабеет, если ее общество заболевает, то, конечно, внутренние и внешние недруги всегда этим пользуются. Это закон природы. Нужно помнить, что мы живем не только сегодняшним днем, а в перспективе тысячелетия.

Кинорежиссер Никита Михалков
Мне очень понравилась мысль о том, что в России за 10 лет может перемениться все, а за 100 ничего. Сегодня мы стоим почти на том же рубеже, на котором стояли почти сто лет назад, в феврале 1917 года. Когда колебание умов «ни в чем не твердых», как говорил Грибоедов, начинает преобладать, истерики захлестывают, льются с трибун, с экранов телевизоров, радиостанций, хочется себя немного притормозить. Потому что в огромной великой стране существует огромное количество разных мнений, партий, но результатом всего, что происходит, должна быть победа разума. Я не думаю, что реально много людей, которые хотят ввергнуть людей в катастрофический хаос. Никому мало не покажется в мире, если в России безвластие и анархия возьмут верх. Это будет катастрофа, тем более в стране существует ядерное оружие. Нужно ли сегодня что-то менять? Нужно. Существует много проблем, часть из них видна, часть еще нет. Но решать эти проблемы можно только, если трезво, спокойно, ясно принимать те или иные решения, исходя из интересов страны и народов, ее населяющих. Пытаться быть похожими на кого-то бессмысленно. Сколько раз мы пытались это делать, и в результате все заканчивалось крахом. Я бы хотел, чтобы вы поняли, что это не очередной всплеск протестного электората, это попытка спокойно поговорить о том, что, как нам кажется, важно из того, что бы мы хотели требовать от президента России, который придет к власти. Чем яснее, проще, доброжелательнее мы сформулируем эти вопросы, тем проще будет искать на них ответы, привлекая к этому разных людей с противоположными точками зрения.

Протоирей Всеволод Чаплин
Несмотря на определенную стабилизацию положения в стране за последние несколько недель (более сбалансированным сегодня кажется участие разных людей в политической дискуссии), все равно сохраняются определенные опасности. В первую очередь, они связаны с тем, что против России сегодня работают очень мощные силы, которые приняли определенные решения и не намерены останавливаться. Когда сегодня человек говорит об опасности, его обвиняют в алармизме и отвечают двумя любимыми чиновничьими ответами «как бы чего не вышло» и «само пройдет», это неправильно. Сегодня нужно думать о том, как включить механизмы защиты общества и механизмы выражения своей политической воли. Сегодня большинство народа оказывается за скобками политического, информационного, культурного процесса. В 1990-е была фраза «Народ – это политический труп». Большое количество людей до сих пор испытывают огромнейший дискомфорт от того, что они оказались за скобками решения своей собственной судьбы. Нужно найти пути, чтобы это изменить. У крестьянства, жителей России за пределами Москвы, у массовой интеллигенции, у воинства, у казачества, у рабочих есть свои представления о том, как должна развиваться страна, нет только адекватного голоса. Большинство нашего народа, которое было объявлено де факто чем-то несущественным для принятия решений, имеет свои предпочтения в области экономики, государственного устройства, свои представления о социальной справедливости, свой взгляд на международные процессы. Об этом ярко говорят данные социологических опросов. Эти предпочтения народа должны быть сформулированы, должны быть предложены в виде политики, которую народ поддержит и одобрит. Связь между принятием решений не только по подсказкам экспертов, а по воле народа, между властью и народом даст нам настоящую стабильность и позволит противостоять силам, которые хотят видеть Россию на коленях, разделенной, отдающей свои ресурсы неким глобальным центрам, не имеющей самостоятельной роли и миссии в истории.

Профессор философского факультета МГУ Валерий Расторгуев
Мы единый народ, и многие из нас не забыли, что значит «русские». Великоросс, белорус, украинец – это этническая принадлежность, и русский – обозначение великого суперэтноса и слово, которое близко и понятно каждому русскому немцу, каждому гражданину, который считает это отечество своим. Прошло 20 лет с того момента, когда историческую Россию поделили. Разбили суперэтнос, о чем даже злейшие враги России никогда не мечтали. Даже русофилы не выступали с такой идеей, она казалось совершенно не выполнимой, но она реализована. Когда воспитывают патриотов в рамках новообразованных государств, то это патриотизм с обратным знаком, антипатриотизм. Предположим, мы воспитываем патриотов в России, которые могли бы считать себя конкурентами патриотам украинским или белорусским. Мыслимо ли это? Немыслимо, но мы можем это сделать из-за нашей глупости. Мы поддаемся влиянию этой совершенно обезоруживающей и дикой идеологии. Большинство в России – это великороссы, православные, об этом тоже надо помнить. Это мощная этническая группа, которая не имеет истории собственного национализма, тем более этнонационализма. Большинство в России – малообеспеченные люди. Бжезинский на днях говорил о том, что погубит Америку – чудовищное социальное расслоение, рухнет финансовая система, и Америка взорвется изнутри. Один к сорока или пятидесяти – это невероятное социальное расслоение, при котором можно выжить только, если страна очень богатая и у нее есть ресурсы для поддержания бедных. В России, которая объявила себя социальным государством, ситуация хуже, чем в Америке. У нас нет этой «подушки», которая будет страховать нас от бунта. Почему мы так носимся с меньшинствами? Меньшинства сейчас собираются устраивать диалог с властью и договариваться в пользу кого? Меньшинства у нас известные – небольшой слой очень богатых людей, которым есть, что терять. Это люди, которые также поддерживают партию власти, но не уверены в ее компетенции. Когда партия власти ушла на дно информационного пространства, возникла огромная ниша, а вместе с ней и страх, кто же будет защищать интересы тех, кто приватизировал Россию? Возникает идея диверсификации власти. Не надо хранить яйца в одной корзине, их перемещают, создают разные центры политического влияния.
16760 просмотров