Вестник Кавказа

Власти создают светскую исламскую модель

На днях президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании в СКФО университета, одним из направлений которого станет подготовка специалистов в области исламоведения. Посредством создания нового вуза на базе Ставропольского технического университета власти хотят наладить диалог между разными конфессиями, в том числе внутри различных исламских течений, «чтобы этот диалог развивался на современном уровне и чтобы в нем принимали участие представители мусульманского духовенства, а стало быть и представители образовательных структур». «Я в этом ключе и смотрю на создание нового университета, который должен синтезировать все образовательные потоки, которые существуют в округе и позволят создать новый современный образовательный продукт… У нас есть и медресе, и другие учебные заведения, которые готовят мусульманское духовенство. Это нормально и по отношению к другим конфессиям, но должны быть и центры, где исследование тех или иных догматов осуществляется не только с позиций соответствующей конфессии, но и просто с общефилософских позиций», - пояснил Медведев.

Вероятно, таким образом руководители страны и округа хотят избавиться от подхода, которого до недавнего времени придерживались главы некоторых северокавказских субъектов, пытаясь в узком кругу власти предержащих определять, какое движение в исламе правильное, какое нет. «Правильное» поощряли. С «неправильным» боролись, в том числе опираясь на «правильное». Лишь недавно наверху поняли, что такой подход ведет не только к внутрирелигиозным распрям, но и в целом к росту конфликтогенности на Северном Кавказе. Сейчас республиканские власти, речь идет главным образом о Дагестане, пытаются организовать общенациональный и внутриконфессиональный диалоги. Эксперты оценивают это явление весьма позитивно, предостерегая, однако, что «если все сведется к спору о правильности религии, то этот спор может вестись веками, как он и велся алимами на протяжении многих лет. Задача в том, чтобы организовать этот диалог, свести основные его темы к явлениям более общего характера, связанным с общими интересами социально-экономического развития».

Внутриконфессиональный диалог аналитики называют хоть и необходимым, но далеко не единственным условием стабилизации ситуации на Северном Кавказе, предлагая учесть особенности самого северокавказского общества. Так председатель Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин призывает обратить внимание на то обстоятельство, что сейчас Северный Кавказ вступил в фазу бурной урбанизации. В 1990-е десятки тысяч горожан, русских и представителей других национальностей, покинули города, а их место заняли выходцы их сельской местности. «Это чрезвычайно болезненный процесс, который в истории всегда порождал огромные социальные взрывы. Похожий процесс в 1979-ом году привел к исламской революции в Иране», - говорит Паин, отмечая при этом, что гражданское общество на Северном Кавказе никогда не будет таким, как в Швейцарской конфедерации, и даже таким, как в Калужской или Рязанской областях. Оно всегда будет специфичным, в нем в ближайшие годы будут действовать традиционные институты.

Исследователи отмечают, что сейчас общественная активность населения на Северном Кавказе выше, чем в большинстве других регионов, и выражается она в специфических формах этнической и религиозной мобилизации. Правда, эксперты утверждают, что такая мобилизация тоже не уникальна. Она характерна для тех исторических эпох и для тех стран мира, в которых малы возможности для других форм гражданского развития, крайне низки возможности политической конкуренции и гражданской самореализации. Принимая это во внимание, в президентском Совете по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека предложили «расширить каналы легального самовыражения гражданской активности на Северном Кавказе». Для этого, по мнению президентских советников, надо дополнить Стратегию социально-экономического развития до 2025 года разделами, которые отражали бы политику интеграции женщин северокавказских народов в процесс развития региона, защиты и предотвращения насилия, развитие институтов гражданского общества, а также молодежную политику.

Изменения в Стратегию возможно и не будут внесены, но по отдельности эти направления власти, очевидно, поддержат. Собственно, создание нового федерального университета вполне можно рассматривать в рамках оптимизации молодежной политики. По данным полпреда президента СКФО Александра Хлопонина, первый набор студентов в новый вуз будет проведен уже в сентябре следующего года. Финансирование до 2015 года предполагает 7 млрд рублей непосредственно на учебный процесс, 6 млрд рублей из которых - федеральные средства, а один миллиард - деньги региона и бизнеса. Согласно указу президента, программа развития университета будет одобрена в десятимесячный срок, в ней будет предусмотрено присоединение к университету не только образовательных госучреждений, но и научных организаций, государственных академий наук и их региональных отделений.
21815 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября