«Почему инвестиции в Дагестан не идут?», - спросил Дмитрий Медведев главу республики Магомедсалама Магомедова на недавней встрече в Сочи. В качестве одного из препятствий президент Дагестана назвал всплеск терроризма, но Медведева этот ответ не удовлетворил и он потребовал от республиканского руководства конкретных действий по привлечению инвестиций.
Действительно, кроме терроризма, есть еще несколько причин, отпугивающих потенциальных инвесторов. Это, прежде всего, коррупция, которой поражены и федеральные и республиканские органы власти. Эффективного средства от коррупции пока ни Медведев, ни Хлопонин, ни Магомедов, ни кто другой не придумал, хотя известно, что деятельность коррупционеров и инвесторов абсолютно несовместима.
Существуют проблемы, производные от коррупции, которые блокируют конкретные инвестиционные проекты. Это теневая экономика, в которую уходят бюджетные инвестиции и там же распределяются. Те, кто выделяет деньги, видят, что их разворовывают. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что целевое назначение инвестиционных средств - воровство и дележ, поэтому Дагестану нужны не государственные, а конкретные частные инвестиции (частные инвесторы будут контролировать каждый вложенный рубль, и средства дойдут до адресатов). Однако поскольку не существует отработанного механизма контроля и юридических гарантий того, что деньги не украдут, частные инвесторы опасаются вкладывать деньги в экономику республики. Даже бизнесмены-выходцы из Дагестана, желающие вложить капиталы, не могут этого сделать - чиновничьему бизнесу не нужны конкуренты. Остается единственный путь - заключать с чиновниками коррупционные сделки. В Дагестане помимо Минэкономики, Министерства промышленности, и других профильных структур есть Министерство по инвестициям и внешнеэкономическим связям. Чем оно занимается в отсутствие инвестиций, когда раздутая бюрократия заслоняет своей тенью реальный бизнес? Как говорил президент Дагестана, «отжимает», то есть занимается поборами. Бесполезно уговаривать инвесторов вкладывать деньги в теневую экономику, но Министерство по инвестициям и внешнеэкономической деятельности занимается именно этим.
Производная от теневой экономики - нелегальный оборот земли. (ВК писал об этом в материалах «Корни земельных конфликтов в Дагестане» от 29.10.2009 г., и «Дагестан: земельный передел» от 06.11.2009 г.) Для реализации любого инвестиционного проекта в реальном секторе экономики нужна земля, но все лучшие земли, которыми могли бы заинтересоваться инвесторы, «ушли в тень» - были незаконно захвачены и присвоены. Статус многих земель не установлен. Хотя земли огорожены, охраняются (особенно, прибрежные территории), установить официального хозяина невозможно. Земли сельскохозяйственного назначения в Дагестане не могут быть переданы частным лицам - они находятся в республиканской и муниципальной собственности, действует долгосрочная аренда. С этим еще предстоит разобраться главе республики, правда, в этом вопросе не совсем ясна позиция федеральных структур, которые должны контролировать федеральные земли.
Эксперты убеждены, что необходимо вводить частную собственность на земли и передавать их инвесторам, как местным, так и сторонним - лишь бы они вкладывали деньги и использовали эти земли. Пока инвесторы пассивны, так как невозможно определить правовой статус земли и собрать все правоустанавливающие документы (земли переходили из рук в руки в результате коррупционных сделок, многие участки остаются спорными). Есть случаи, когда органы власти выдавали лицензию на использование одной и той же территории нескольким лицам. Для руководителей муниципалитетов продажа земли - основная статья левых доходов. Захвачен весь берег, хотя это федеральная земля. Одни чиновники (по долгу службы ратуют за приезд туристов), другие - огородили заборами и шлагбаумами все пляжи, поэтому туристам в Дагестане сегодня просто нечего делать.
Крупнеющий проект строительства на берегу моря «Немецкой деревни» вошел в историю пышными торжествами по случаю закладки первого камня. Это было незабываемое шоу, с участием первых лиц и самого инвестора. Тогда чиновники утверждали, что в республику впервые пришли крупные инвестиции. Но, как оказалось, они поторопились. Земля, где уже сейчас должны были стоять отели, небоскребы, дома, магазины, банки «Немецкой деревни», оказалась спорной территорией без подлинных правоустанавливающих документов, поэтому инвестор Ризвани Исаев заморозил проект.
Почему инвестиции не идут в Дагестан
Муса Мусаев, Дагестан
22265 просмотров