Вестник Кавказа

Кластеры вместо коррумпированных монополий

Муса Мусаев, Дагестан
Полпред Александр Хлопонин, ознакомившись с положением дел в СКФО, выделил четыре кластера, которые должны стать локомотивами экономического развития округа. Первый кластер сконцентрирует потенциал крупных компаний в энергетике, второй - в туризме, третий - в сельском хозяйстве, четвертый - инновационный и промышленный кластер, - как отмечают специалисты, придется создавать с нуля. Регион испытывает дефицит высококвалифицированных специалистов, и здесь очень мало инновационных предприятий. Для кадрового обеспечения кластеров создается федеральный университетский центр. Шефство над отдельными учебными заведениями возьмут промышленные гиганты.

У гастарбайтеров появится альтернатива

О необходимости университетского центра, говорит тот факт, что в некоторых республиках СКФО молодежь составляет более 30% населения. Но, например, в Дагестане найти работу без связей и денег практически невозможно. Из-за отсутствия доступа к качественному образованию молодые люди не могут реализоваться и в других регионах России, если не считать рабату в качестве бесправных гастарбайтеров. Не удивительно, что многие молодые люди выезжают в страны Ближнего Востока, где обучаются в «непрозрачных» вузах и иной раз становятся идеологами непонятных религиозных течений. Теперь в Дагестане надеются, что этому направлению появится альтернатива.

Энергия на вырост

Энергетику полпред назвал первым кластером, вероятно, потому что ей придется обеспечивать растущие потребности в электроэнергии других кластеров, а в республиках СКФО есть потенциал освоения возобновляемых источников дешевой электроэнергии. Дагестанские эксперты и ранее оценивали энергокомпании как крупных инвесторов, но сейчас у этих компаний масса проблем, что делает их самих непривлекательными для инвесторов. Когда-то энергосистема была одной из бюджетообразующих отраслей Дагестана, но сейчас разделившиеся энергокомпании платят мизерные налоги, а некоторые завершили год с убытками. Для роста приоритетных отраслей экономики в республике нет необходимого запаса собственных энергоресурсов. Хотя ГЭС в Дагестане больше чем в других республиках, вырабатываемой ими электроэнергии едва хватает на удовлетворение текущих нужд в зимний период. И это притом, что потребление электроэнергии на душу населения ниже, чем в других регионах.

Куда уходят миллиарды рублей и киловатт-часов

Энергетики говорят, что с ростом благосостояния граждан, растет и потребление электроэнергии. Но у директора Дагестанского филиала Объединенного института высоких температур РАН Абдуллы Амадзиева другое мнение. По его словам, дагестанцы в расчете на человека потребляют гораздо меньше электроэнергии, чем в среднем по России. Существует показатель - индекс человеческого развития, по которому рассчитывается, сколько энергии потребляется на душу населения. Так, если в целом по России на душу населения приходится 5500 киловатт-часов, то в Дагестане - лишь 1500 киловатт-часов. Всего в республике вырабатывается более 5 млрд, а потребляется 2,5 млрд киловатт-часов электроэнергии. Хотя известно, что технические потери не могут превышать 10%, по заявлениям представителей энергокомпаний, они доходят до 40%. Эксперты сходятся во мнении, что определенная часть энергии разворовывается.

Кому выгоднее быть убыточным

Воровство и потери связаны с проблемами сетевых компаний. Они не могут обеспечить население бесперебойным электроснабжением во-первых, из-за ветхости сетей особенно в городах, а во-вторых, из-за кризиса неплатежей. Муниципальные унитарные предприятия (МУП) сталои должниками филиала Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) «Северный Кавказ» - ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания». Представители сетевой компании, другого филиала МРСК ОАО - «Дагэнерго» заявляли, что несут убытки. Несколько МУПов, на балансе которых находятся электрические сети городов Дагестана, тоже остаются убыточными. В итоге стареющие сети обновляются медленнее, а тарифы в Дагестане растут опережающими темпами. К примеру, в среднем по России в прошлом году тарифы выросли на 25%, а в Дагестане - на 35%, хотя себестоимость энергии ГЭС ниже, чем ТЭЦ. Кроме того, государство выделило около 2 млрд рублей на перекрестное субсидирование - для компенсации убытков после раздела энергосистемы по видам деятельности.

Потребители привыкают к отключениям

Отключения электроэнергии стали систематическими по двум причинам. Во-первых, из-за ЧП, которые уже воспринимаются как должное. Во-вторых, у поставщиков нет технических возможностей отделить злостных неплательщиков от добросовестных потребителей. Филиалы МРСК в Дагестане и городские сети в отключениях обвиняют друг друга, но ответственности ни кто не несет. Сколько было просвещенно этой проблеме совещаний в правительстве, в том числе и с участием полпредов! Но с долгами не могут разобраться. Уже несколько лет идут споры (в том числе и в судебном порядке) по поводу долга МУП «Махачкалинские городские электрические сети» перед филиалом МРСК «Дагестанская энергосбытовая компания».

Альтернативные источники

Для многих очевидно, что модернизации, инвестированию крупных компаний, созданию конкурентных условий мешает клановость, контроль отдельных семей над целыми отраслями экономики. Энергетики любят преувеличивать перспективность ГЭС, но эксперты считают, что не стоит ограничиваться только их строительством. К тому же отчуждение земель под водохранилища и выплата компенсации землевладельцам требуют немалых расходов. Эксперты убеждены, что в энергетическом кластере ГЭС должны конкурировать с альтернативными источниками энергии, в частности, ветра и солнца. По данным Абдуллы Амадзиева, запасы альтернативных источников в 300 раз превышают годичное потребление электроэнергии в Дагестане. Но правительство республики в прошлом году не смогло изыскать 1,5 млн рублей на разработку программы нанотехнологий.

Так или иначе, кластеры должны способствовать экономической интеграции СКФО, а их взаимозависимость – дать толчок для устойчивого роста. Все четыре кластера будут нуждаться в инновациях, кадрах, электроэнергии. Туризм потянет за собой такие сектора малого бизнеса как сфера обслуживания, сельхозпроизводство натуральных фруктов, овощей и народные промыслы. Залогом эффективности агрохолдингов станет отсутствие посредников, а, следовательно, и торговой наценки на продукты. Для этого у агрохолдингов все должно быть свое - сырьевая база, переработка, расфасовка, сбыт. Весь этот цикл в руках одного менеджмента снизит себестоимость, увеличит производительность труда и будет продвигать местные бренды на всероссийский рынок.
18740 просмотров