В материале «Дорога, кортеж и коровий плен» http://vestikavkaza.com/articles/kultura/notes/10673.html обозреватель ВК Олег Кушаты рассказал о том, как добирался из Владикавказа в Нальчик. Здесь – о том, зачем.
Международный конгресс по проблемам горных территорий начался весело и помпезно. В зале парламента Кабардино-Балкарии собрались руководители всех республик Юга России, приехал даже губернатор из Поволжья. Губернатор при каждом удобном случае напоминал, что он "тоже спустился с гор, то есть с Жигулей". Первым за стол президиума усадили Расула Гамзатова. Однако поэт весь вечер промолчал, то ли от усталости, то ли по какой-то другой причине. Больше всех говорил приехавший из Москвы правительственный чиновник Махмудов.
- Я хочу представить каждого высокого гостя, удостоившего нас своим вниманием! - с пафосом заговорил чиновник, после чего приступил к перечислению имен собравшихся.
Каждому достались бурные аплодисменты. Махмудов добавлял к ним комплиментарные реплики. Чиновник представил всех, кроме моего шефа. Депутат хотел уйти из зала, но вовремя спохватился. Он понял, что своим поступком подкинет участникам форума колоритную сплетню. Позже знающие люди мне объяснили, что в советские годы депутат был непосредственным начальником Махмудова в ЦК КПСС. Дождавшись момента, видимо, чиновник отомстил за что-то своему бывшему руководителю. Хотя, не исключаю, у них просто так принято поступать без всякого повода - кто вырвался вперед, тот и унижает коллегу. Я в политике оставался недолго, но успел понять, что жизнь этих людей соткана большей частью из коварства, предательства и тщеславия... Но кто в президиуме - тому и песню поют. К слову, через несколько лет московский чиновник Махмудов был отправлен в отставку, пересажен в Совет Федерации и в качестве члена парламента приехал поздравлять с получением высокой должности моего уже тогда бывшего шефа. Их служебные отношения, будто совершили определенный круг. Пришел черед Махмудова смотреть подобострастно на депутата. При этом никто ничему не удивлялся.
В Нальчике Махмудов сразу оказался в центре внимания. Его длинная речь походила на витиеватый тост. Проблемных тем он пытался избегать. Это получилось у него блестяще. Публика в зале оказалась дружелюбной.
- Какой все-таки приятный президент Дагестана! - говорила жена одного из руководителей региона жене другого руководителя.
- А как изящно говорит президент Осетии!
- Зато президент Ингушетии прямо красавец писаный! Но генеральская форма ему идет больше, чем летний костюм...
Незаметно работа конгресса переместилась в банкетный зал, а оттуда на природу. Теплые речи и взаимные поздравления продолжились на Голубых озерах, в одном из близлежащих ущелий к Нальчику. Под конные состязания, выступление этнографических танцевальных коллективов, шашлычки, балкарские хытчины, каспийскую осетрину и икру всех видов, русскую водку, грузинское вино, дагестанский коньяк... Столы ломились от пышных блюд и изысканного питья. По блюдам можно было до вечера изучать кулинарно-этнографическое разнообразие Кавказа.
Махмудов продолжал оставаться ключевой фигурой. Ученые ходили с бокалами, наполненными шампанским, напрасно ожидая прений.
- Когда начнется трезвая часть конгресса? - спросил я у знакомого местного общественного деятеля, близкого к окружению президента республики.
- Ты разве не заметил, что она уже прошла? - ответил он вопросом. - Когда делегации добрались до президентского дворца, они обменивались впечатлениями от дороги в вестибюле. Вот это и была та самая часть. В зале заседания тон задал высокий московский гость, в его честь закурили фимиам, и пошло-поехало до Голубых озер.
- Меня шеф спрашивает, когда все это закончится - ему в Москву пора улетать, - объяснил я знакомому свое любопытство.
- Да вручат все подарки, поздравят, наговорятся вволю друг с другом и разъедутся.
- Кому подарки вручат?
- Как кому? Махмудову!
- А он здесь причем? - я не мог понять смысла коллективного, тем более, публичного вручения подарков московскому чиновнику. Мне казалось, что это обычно делается тайно, без лишних глаз.
- Ну, ты даешь! Так ведь у него сегодня день рождения!
- Постой, ты хочешь сказать, что конгрессами теперь называются дни рождения высокопоставленных чиновников?
- Ничего я тебе не хотел сказать! Пей вволю, ешь с аппетитом - дорога длинная, проголодаешься, - мой знакомый растворился в толпе важных гостей.
Дорога, кортеж и коровий плен -2
Олег Кушаты
16890 просмотров