Провалом завершилась встреча представителей Северной Кореи и США, проходившая в выходные в Стокгольме. Представители КНДР сочли, что американская делегация прибыла на встречу ни с чем, а потому дальнейшие перегворы не имеют смысла. Japan Times в материале North Korea exploits its advantages in talks with U.S. отмечает, что после восьмичасовой встречи главный посланник от Северной Кореи Ким Мен Гиль заявил СМИ, что ”отвратительные” переговоры провалились.
Возможно, его речь была подготовлена заранее как уловка для усиления давления на США с целью добиться уступок. Северокорейцы, будучи жесткими переговорщиками, без сомнения понимают, что теперь у них есть краткосрочное преимущество перед США, и стремятся его использовать. Президенту США Дональду Трампу сейчас нужен серьезный дипломатический прорыв, который подчеркнет его умение заключать сделки.
Вашингтон предпочел бы вести переговоры с Северной Кореей при полной поддержке сильного единого фронта совместно с Токио и Сеулом. Но два сильнейших союзника Америки в регионе, Япония и Южная Корея, погрязли во взаимных упреках и обвинениях. Лидеры Южной Кореи продолжают апеллировать исторической несправедливостью, а высокопоставленные японские чиновники, бывшие и нынешние, говорят об ”переутомлении” в связи с Кореей и желают сосредоточить дипломатические усилия на более перспективных партнерах.
Вашингтон пока не смог остановить нисходящий импульс отношений между Токио и Сеулом, и когда ситуация достигнет апогея, связи между двумя государствами, вероятно, окажутся на гораздо более низком уровне, чем того хотелось бы Белому дому со значительным побочным ущербом для национальной безопасности США.
Американские политологи часто предостерегают от продолжающихся попыток Северной Кореи и Китая вбить клин между США и их союзниками, но в этом случае союзники сами охотно вставляют палки в колеса, подрывая способность Вашингтона вести переговоры с Северной Кореей с позиции силы.
Торговые трения между США и Китаем не могут служат еще одним препятствием для твердой переговорной позиции Вашингтона по отношению к Пхеньяну. Пекин заявил, что будет рассматривать проблему Северной Кореи отдельно от экономических и других вопросов и в значительной степени выполнил это обещание.
В то же время, нарастающий антагонизм между Пекином и Вашингтоном (например, США только что объявили о визовых ограничениях для китайских чиновников в связи с гонениями уйгуров и другие меньшинства) не может не ограничивать желание Пекина более активно сотрудничать с США в отношении Северной Кореи.
В этом контексте становится понятно, почему Китай стал настолько терпимым в отношении незаконного морского товарооборота с Северной Кореей, нарушающего санкции и укрепляющего позицию Пхеньяна при одновременном подрыве переговорной мощи США.
В преддверии стокгольмской встречи Пхеньян провел несколько ракетных запусков, один из которых был произведен в направлении исключительной экономической зоны Японии, а затем заявил об испытании баллистической ракеты, предназначенной для запуска с подводной лодки. Учитывая все вышеуказанное, очевидно, что заявление Ким Мен Гиля после встречи, скорее всего, спланированный политический акт, а не трезвая оценка прошедших переговоров.
Вполне возможно, что заявление северокорейского чиновника - акция в духе ”око за око”: Трамп покинул саммит в Ханое, в результате чего Ким Чен Ын остался ни с чем.
США согласились на приглашение Швеции провести в стране следующие переговоры с Северной Кореей, но Пхеньян заявил, что готов возобновить диалог не ранее, чем в начале декабря, повторив при этом, что США должны сделать серьезный шаг до конца года или столкновение с более враждебной позицией Северной Кореи неизбежно.