На фоне растущей активности США в вопросе предотвращения реализации проекта “Северный поток-2” в Германии продолжаются дискуссии о политическом и экономическом значении этого газопровода. Одним из основных аргументов противников “Северного потока-2” является снижение транзитной и политической роли Украины в случае реализации газопровода, что, по их мнению, может привести к проблемам для экономики и безопасности страны. В интервью радиостанции Detektor.fm немецкий политолог, аналитик Германского общества внешней политики (DGAP) Якопо Пепе, поделился своим видением ситуации.
“Естественно, что с введением в эксплуатацию газопровода “Северный поток-2” Украина лишится части транзитных доходов, поскольку значительные объемы газа, поступающего в Европу через украинскую территорию, будут напрямую поставляться в Германию посредством нового трубопровода. Однако было бы ошибочным говорить о полном прекращении транзитной роли Украины для российского газа, поскольку от 30 до 40 миллиардов кубометров газа будут поставляться в Европу через украинскую территорию даже после запуска “Северного потока-2””, - отметил эксперт.
По словам Пепе, восточноевропейские страны и, в первую очередь, Польша очень критически настроены против проекта. Этот фактор стал проблемным в германо-польских отношениях. поскольку Варшава рассматривает данный газопровод, в первую очередь, в качестве угрозы европейской энергетической безопасности. Помимо этого, польское правительство постоянно подчеркивает свои опасения относительно рисков данного проекта для безопасности Украины, хотя это, по мнению эксперта, играет для Польши скорее второстепенную роль. В то же время, Пепе не разделяет мнения, что уменьшение транзитной роли Украины будет способствовать агрессивной политике со стороны России. Ведь как показали энергетические кризисы 2006-го и 2009 года, а также конфликт в 2014 году, в российско-украинских отношениях вопросы безопасности и энергетики далеко не всегда связаны друг с другом. Более того, конфликт в 2014 году показал, что, если Россия решит форсировать действия на востоке Украины, то транзитный фактор ее не остановит. “Основной российский интерес состоит в том, чтобы избавиться от зависимости от третьих транзитных стран и платить, как можно меньше, . Несмотря на это, бесспорно, существует и политическое измерение проекта, поскольку он станет экономическим ударом по Украине”, - подчеркнул политолог.
В то время как Восточная Европа настроена к “Северному потоку-2” крайне критично, сторонниками проекта, помимо Германии, являются Италия и Франция, поскольку компании этих стран также активно задействованы в строительстве газопровода, отмечает Пепе. Аналитик DGAP не считает, что с реализацией “Северного потока-2” для Германии существует риск попасть в энергетическую зависимость от России. “Несмотря на то, что 70% потребляемого в Германии газа импортируется из России, удельный вес газа в энергетической корзине ФРГ составляет 25%. Таким образом, говорить об односторонней и сильной зависимости Германии от России в энергетической сфере говорить не приходится”, - заключил эксперт.