Вестник Кавказа

У карабахских сепаратистов не осталось финансовых перспектив

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха, продолжавшийся почти три десятилетия, нанес ему огромный урон, однако сегодня Азербайджан вполне способен обеспечить устойчивое развитие региона. Для финансирования сепаратистского режима в горной части Карабаха необходимо 200-250 млн дол. в год. У фейкового режима нет независимых финансовых источников для компенсации такого количества дотаций. Зато Баку готов обеспечить необходимые ресурсы, инвестиции, транспортную сеть, доступ к рынкам и ясную стратегию, необходимые для устойчивого развития армян, проживающих в горной части Карабахского региона Азербайджана.

К такому выводу пришли эксперты Центра анализа экономических реформ и коммуникации. По данным исследования Центра, армянская община, проживающая в горной части исторического региона Азербайджана – Карабаха, не обладает никакой экономической и ресурсной базой для самообеспечения. Даже когда 20% территорий Азербайджана было оккупировано, сепаратистский режим Карабаха находился в хронической зависимости от трансфертов из армянского бюджета Армении и другой помощи, а также от финансирования со стороны всеармянского фонда "Айастан" и армянской диаспоры.

Год назад Международная кризисная группа опубликовала доклад "Как выбраться из тупика в Нагорном Карабахе", в котором говорится, что по крайней мере на протяжении последних десяти лет Армения напрямую финансировала 50-60% бюджета Нагорного Карабаха. Только в 2019 году Ереван перевел 120 млн дол. в форме бюджетного трансферта в бюджет сепаратистов. Объемы поступлений (зачастую фигурирующие как "межгосударственный заем" в местной документации) зафиксированы и в ежегодных статистических отчетах сепаратистского режима, и в законах о бюджете самой Армении. Цифры в этих источниках совпадали.

Армения оказывала оккупационному режиму помощь и в иной форме, включая профессиональную подготовку и периодические пожертвования "натурой" - от автомобилей до компьютерных услуг. Отчасти благодаря этой помощи бюджет фейкового режима на душу населения был на 20-30% выше, чем в Армении.

Между тем, ни в одном официальном документе не был указан общий объем помощи, оказываемой организациями армянской диаспоры оккупационным властям. На осуществление одного из проектов на оккупированных территориях – строительство автомобильной дороги Варденис-Агдере общей стоимостью 35 млн дол. - "Айастан" выделил около 15 млн долларов.

Расположенный в США Фонд "Туфенкян" потратил 900 тыс. дол. на строительство новой деревни в Джебраильском районе. По приблизительным подсчетам, сделанным на основе официальных документов, предъявленных налоговым органам в США, в 2003-2015 годах Фонд "Туфенкян" потратил около 2 млн дол. на оккупированных территориях.

Словом, экономика фейкового режима в Нагорном Карабахе сильно зависела от поддержки Армении и финансовой помощи армянской диаспоры. Однако теперь ни стратегические валютные резервы, ни другие финансовые ресурсы не позволяют главным спонсорам фейкового режима поддерживать армян, проживающих в горных районах Карабаха.

Армения, где уровень безработицы составляет 21%, а уровень бедности – 23,5%, которая страдает от внешнего долга, превышающего 66%, и спада ВВП в 5%, не может постоянно отправлять помощь в регион, контролируемый сегодня российскими миротворцами. Высокий уровень внешней задолженности Армении понижает международный кредитный рейтинг страны и шансы получить новые кредиты от финансовых организаций.

Армения, зависящая от внешнего долга и пожертвований, обладает ограниченными возможностями для финансирования армянского населения в Карабахе, а сам фейковый режим так и не смог достичь финансовой независимости. Несмотря на большой экономический потенциал оккупированных территорий, за 30 лет ни один город и район не смог профинансировать свои расходы за счет местных ресурсов. Их бюджеты на 60% зависели от дотаций и пожертвований диаспоры.

После того, как Азербайджан освободил территорию от оккупации, финансовые источники сепаратистского режима, лишенного земельных, лесных, водных ресурсов и полезных ископаемых, снизились до минимума. Нынешнее состояние экономики Армении и отсутствие у диаспоры мотивов, ограничивают помощь, необходимую для покрытия расходов армян, проживающих в горной части Карабаха. Кроме того, деньги, направляемые в качестве помощи, разворовываются. Так, в конце прошлого года армяне, перечислившие в дни Второй Карабахской войны деньги в фонд "Айастан", не дожидаясь итогов аудита, потребовали свои средства обратно. Как пишет армянская газета "Грапарак", в еще более нелепом положении оказались те, кто перечислил деньги не в фонд, а частным лицам, которых ассоциировали с армией и войной и просто дали им большие суммы наличными, думая, что эти средства пойдут на закупку оружия и боеприпасов, однако деньги были в основном прикарманены. Некоторые из перечисливших даже предъявили "чеки" о расходах, но, как выяснилось, они оказались фальшивыми.

При этом Азербайджан, который обладает стратегическими валютными резервами, равными 50 млрд дол., и обширным фискальным пространством, с учетом низкого внешнего долга в состоянии обеспечить развитие армян, поселившихся в горной части Карабаха. Азербайджан, по подсчетам Давосского экономического форума, по индикатору "Уровень стремления руководства к переменам" занимает пятое место в мире, по "долгосрочной стратегии правительства" – десятое, а по "обеспечению правительством политической стабильности" одиннадцатое место. Баку уже разработал стратегию развития Карабаха и начал осуществлять проекты в этом направлении. Словом, армянская община горной части Карабаха обладает перспективами устойчивого развития в составе единого экономического пространства Азербайджана, считающегося самой крупной экономикой на Южном Кавказе.

Продолжение следует

32695 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ