Конфликт вокруг Нагорного Карабаха, продолжавшийся почти три десятилетия, нанес ему огромный урон, однако сегодня Азербайджан вполне способен обеспечить устойчивое развитие региона. Для финансирования сепаратистского режима в горной части Карабаха необходимо 200-250 млн дол. в год. У фейкового режима нет независимых финансовых источников для компенсации такого количества дотаций. Зато Баку готов обеспечить необходимые ресурсы, инвестиции, транспортную сеть, доступ к рынкам и ясную стратегию, необходимые для устойчивого развития армян, проживающих в горной части Карабахского региона Азербайджана.
К такому выводу пришли эксперты Центра анализа экономических реформ и коммуникации. По данным исследования Центра, армянская община, проживающая в горной части исторического региона Азербайджана – Карабаха, не обладает никакой экономической и ресурсной базой для самообеспечения. Даже когда 20% территорий Азербайджана было оккупировано, сепаратистский режим Карабаха находился в хронической зависимости от трансфертов из армянского бюджета Армении и другой помощи, а также от финансирования со стороны всеармянского фонда "Айастан" и армянской диаспоры.
Год назад Международная кризисная группа опубликовала доклад "Как выбраться из тупика в Нагорном Карабахе", в котором говорится, что по крайней мере на протяжении последних десяти лет Армения напрямую финансировала 50-60% бюджета Нагорного Карабаха. Только в 2019 году Ереван перевел 120 млн дол. в форме бюджетного трансферта в бюджет сепаратистов. Объемы поступлений (зачастую фигурирующие как "межгосударственный заем" в местной документации) зафиксированы и в ежегодных статистических отчетах сепаратистского режима, и в законах о бюджете самой Армении. Цифры в этих источниках совпадали.
Армения оказывала оккупационному режиму помощь и в иной форме, включая профессиональную подготовку и периодические пожертвования "натурой" - от автомобилей до компьютерных услуг. Отчасти благодаря этой помощи бюджет фейкового режима на душу населения был на 20-30% выше, чем в Армении.
Между тем, ни в одном официальном документе не был указан общий объем помощи, оказываемой организациями армянской диаспоры оккупационным властям. На осуществление одного из проектов на оккупированных территориях – строительство автомобильной дороги Варденис-Агдере общей стоимостью 35 млн дол. - "Айастан" выделил около 15 млн долларов.
Расположенный в США Фонд "Туфенкян" потратил 900 тыс. дол. на строительство новой деревни в Джебраильском районе. По приблизительным подсчетам, сделанным на основе официальных документов, предъявленных налоговым органам в США, в 2003-2015 годах Фонд "Туфенкян" потратил около 2 млн дол. на оккупированных территориях.
Словом, экономика фейкового режима в Нагорном Карабахе сильно зависела от поддержки Армении и финансовой помощи армянской диаспоры. Однако теперь ни стратегические валютные резервы, ни другие финансовые ресурсы не позволяют главным спонсорам фейкового режима поддерживать армян, проживающих в горных районах Карабаха.
Армения, где уровень безработицы составляет 21%, а уровень бедности – 23,5%, которая страдает от внешнего долга, превышающего 66%, и спада ВВП в 5%, не может постоянно отправлять помощь в регион, контролируемый сегодня российскими миротворцами. Высокий уровень внешней задолженности Армении понижает международный кредитный рейтинг страны и шансы получить новые кредиты от финансовых организаций.
Армения, зависящая от внешнего долга и пожертвований, обладает ограниченными возможностями для финансирования армянского населения в Карабахе, а сам фейковый режим так и не смог достичь финансовой независимости. Несмотря на большой экономический потенциал оккупированных территорий, за 30 лет ни один город и район не смог профинансировать свои расходы за счет местных ресурсов. Их бюджеты на 60% зависели от дотаций и пожертвований диаспоры.
После того, как Азербайджан освободил территорию от оккупации, финансовые источники сепаратистского режима, лишенного земельных, лесных, водных ресурсов и полезных ископаемых, снизились до минимума. Нынешнее состояние экономики Армении и отсутствие у диаспоры мотивов, ограничивают помощь, необходимую для покрытия расходов армян, проживающих в горной части Карабаха. Кроме того, деньги, направляемые в качестве помощи, разворовываются. Так, в конце прошлого года армяне, перечислившие в дни Второй Карабахской войны деньги в фонд "Айастан", не дожидаясь итогов аудита, потребовали свои средства обратно. Как пишет армянская газета "Грапарак", в еще более нелепом положении оказались те, кто перечислил деньги не в фонд, а частным лицам, которых ассоциировали с армией и войной и просто дали им большие суммы наличными, думая, что эти средства пойдут на закупку оружия и боеприпасов, однако деньги были в основном прикарманены. Некоторые из перечисливших даже предъявили "чеки" о расходах, но, как выяснилось, они оказались фальшивыми.
При этом Азербайджан, который обладает стратегическими валютными резервами, равными 50 млрд дол., и обширным фискальным пространством, с учетом низкого внешнего долга в состоянии обеспечить развитие армян, поселившихся в горной части Карабаха. Азербайджан, по подсчетам Давосского экономического форума, по индикатору "Уровень стремления руководства к переменам" занимает пятое место в мире, по "долгосрочной стратегии правительства" – десятое, а по "обеспечению правительством политической стабильности" одиннадцатое место. Баку уже разработал стратегию развития Карабаха и начал осуществлять проекты в этом направлении. Словом, армянская община горной части Карабаха обладает перспективами устойчивого развития в составе единого экономического пространства Азербайджана, считающегося самой крупной экономикой на Южном Кавказе.
Продолжение следует