Пришло время вспомнить Пакт о стабильности на Южном Кавказе

Конец 1990-х. Президент Азербайджана Гейдар Алиев с турецким коллегой Сулейманом Демирелем
Конец 1990-х. Президент Азербайджана Гейдар Алиев с турецким коллегой Сулейманом Демирелем

В конце 1990-х политические лидеры стран Южного Кавказа и нескольких соседних государств пришли к выводу о необходимости заключения Пакта о стабильности и сотрудничестве для поддержания мира и безопасности в этом регионе, а также полного раскрытия его экономического потенциала. Теперь препятствия для заключения Пакта устранены, пишет старший советник Центра анализа международных отношений Азербайджана Васиф Гусейнов в статье A Stability Pact for the South Caucasus для Euractiv.

В ноябре 1999 года на саммите ОБСЕ в Стамбуле президент Азербайджана Гейдар Алиев предложил заключить пакт для решения региональных проблем и обеспечения мира, безопасности и стабильности на Южном Кавказе. Его предложение поддержал президент Турции Сулейман Демирель, который позже разработал более широкую инициативу и представил ее главам государств региона. К инициативе также присоединились президент Армении Роберт Кочарян и президент Грузии Эдуард Шеварднадзе.

Поступали предложения о заключении пакта на основе соглашения 3+3+2 (Азербайджан, Грузия, Армения + Россия, Иран, Турция + США, ЕС) и включении в него вопросов безопасности и урегулирования конфликтов, наряду с экономическим сотрудничеством и демократическими реформами.

Гейдар Алиев говорил тогда, что "страны Южного Кавказа должны войти в XXI век свободными от всех конфликтов и конфронтации, и принять свои собственный Пакт безопасности и мира…"

Несмотря на консенсус относительно необходимости заключения пакта о мире, безопасности и стабильности на Южном Кавказе, тогда существовал серьезный сдерживающий фактор, преодолеть который тогда не было возможным. "Это, прежде всего, решение конфликтов на Южном Кавказе ... Армения должна освободить оккупированные территории Азербайджана, и более миллиона внутренне перемещенных азербайджанцев должны вернуться домой", - говорил Гейдар Алиев.

Баку не мог строить какие-либо отношения с Ереваном пока 20% международно признанных территорий Азербайджана оставалось под оккупацией Армении. Трехстороннее заявление лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года по итогам Второй Карабахской войны положило конец оккупации и открыло окно возможностей для реализации мирных инициатив.

Урегулирование конфликта и содержащийся в трехстороннем заявлении призыв к открытию всех коммуникаций в регионе может разорвать доселе замкнутый круг.

"Мы должны сформировать новую платформу сотрудничества в регионе", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 10 декабря в ходе пресс-конференции с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Баку, предложив объединить существующие платформы сотрудничества в регионе (Турция-Азербайджан- Грузия, Азербайджан-Россия-Иран, Турция-Россия-Иран) в единый шестисторонний формат.

Приглашая Ереван присоединиться к инициативе, Ильхам Алиев добавил: "Если руководство Армении сделает правильные выводы из войны, откажется от своих необоснованных претензий и заглянет в будущее, они могут занять место на этой платформе. Мы открыты для этого ... Необходимо перевернуть эту страницу; нам нужно положить конец этой вражде".

Эрдоган поддержал его, заявив, что президент России Владимир Путин к этой идее также относится положительно. По мнению президента Турции, государства региона с этой платформой, которая будет включать инфраструктурные, политические, дипломатические и многие другие вопросы, "могут достичь примирения".

Идея платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе высказывалась Эрдоганом и в прошлом. В 2008 году, обсуждая этот вопрос с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым, он предложил развивать сотрудничество между Грузией, Арменией, Азербайджаном, Россией и Турцией в формате "пятерки" или "3 + 2".

Медведев поддержал идею, охарактеризовав ее как "возможность вести более плотный, иногда неформальный диалог, а также способствовать решению экономических, транспортных, энергетических проблем региона".

Тогда все эти планы было невозможно осуществить из-за армяно-азербайджанского конфликта, разрешение которого теперь позволяет открыть новую главу в международных отношениях Южного Кавказа.

Хотя после войны в Армении преобладают реваншистские политические группы, в стране есть и политики, не исключающие участия в мирной платформе. Так, глава парламентской комиссии по экономическим вопросам от фракции "Мой шаг" Бабкен Тунян отмечает, что "если участие в какой-либо платформе соответствует интересам [Армении], значит, она будет участвовать".

Все это вселяет надежду на то, что эти страны смогут преодолеть давнюю вражду, открыть границы, возобновить торговые, общественные и дипломатические отношения, а на Кавказе будет царить мир.

6600 просмотров







Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!