Цифровой шелковый путь Китая - амбициозная программа ускорения глобальной цифровизации. Каково её значение для цифрового управления, пытается понять The Diplomat. Цифровой шелковый путь Китая (ЦШП) был инициирован в 2015 году как компонент обширного видения Пекина глобальной взаимосвязанности - инициативы ”Один пояс, один путь”. ЦШП включает множество участников на всех уровнях государственного и частного секторов Китая.
Программа не имеет четкой структуры, из-за чего граница между официальными и неофициальными проектами часто размыта. Трудно получить исчерпывающие данные об инвестициях в Цифровой шелковый путь. По одной из оценок, к 2018 году инвестиции, связанные с ЦШП, в проекты цифровой инфраструктуры за пределами Китая достигли $79 млрд.
ЦШП призван усилить цифровизацию в странах-участницах, при этом Китай является основным двигателем этого процесса. На макроуровне ЦШП касается разработки и взаимодействия критически важной цифровой инфраструктуры, в том числе наземных и подводных кабелей передачи данных, сотовых сетей 5G, центров хранения данных и глобальных систем спутниковой навигации. Очередным шагом Китая в рамках цифровизации стал запуск глобальной спутниковой системы ”Бэйдоу”, которая в некоторых регионах более точна, чем американская глобальная система определения местоположения (GPS). Пакистан, Лаос, Бруней и Таиланд уже приняли систему ”Бэйдоу”, она все чаще используется в на Ближнем Востоке и в Африке. На микроуровне ЦШП способствует установлению связи между местными предприятиями и потребителями. Примеры включают в себя платформы и приложения для электронной коммерции, вызова такси, финансовых и образовательных технологий, а также оборудование, например, маршрутизаторы, смартфоны и ПК.
Что способствует развитию ЦШП
ЦШП - это гораздо больше, чем просто инфраструктурный проект. Для Китая это решение, создающее менее ориентированный на США и более ориентированный на Китай азиатский и глобальный цифровой порядок. Страна достигает заявленной цели, открывая новые рынки для китайских технологических гигантов, таких как Alibaba, Tencent и Huawei, и укрепляя мировую цифровую связанность с Пекином. ЦШП полностью соответствует амбициозным национальным целям китайских властей, в том числе программам ”Сделано в Китае 2025” и ”Стандарты Китая 2035”. Эти инициативы направлены на расширение возможностей государства в области технологических инноваций, производства и транзакций, которые, в свою очередь, являются частью всеобъемлющего видения китайского правительства в отношении технологического превосходства и большей автономии в глобальном цифровом порядке.
Какова цель проекта
Пекин стремится уменьшить уязвимую зависимость от других технологических лидеров, особенно от США, Японии и некоторых европейских государств. ЦШП помогает китайским технологическим гигантам и более мелким игрокам увеличить свои продажи, заявить о местных ноу-хау и закрепиться на зарубежных рынках, часто за счет содействия со стороны правительства Китая. По сути, ЦШП расширяет олигополистический пул поставщиков цифровых продуктов и услуг.
Действительно, лишь небольшое количество игроков возглавляют технологический мир, и американские технологические гиганты Alphabet (Google), Intel, Amazon, Cisco и Facebook, в частности, обладают почти глобальной монополией в своих областях. Например, к концу 2018 года такие контент-провайдеры, как Microsoft, Facebook и Amazon, владели или арендовали более половины пропускной способности подводных кабелей. По ним передается около 98% международного интернет-трафика и телефонного трафика. Такое доминирование нельзя назвать полезным для рынка, и несколько участников, включая ЕС и Австралию, предприняли шаги, чтобы обуздать влияние нынешних технологических гигантов.
ЦШП часто привлекает внимание участников инициативы ”Один пояс - один путь” и развивающихся стран. Но охват программы этим не ограничивается. Инициатива заполняет цифровые ”пустоты” везде, где она осуществляется. Среди крупнейших получателей инвестиций ЦШП даже такие крупные европейские страны, как Германия и Италия. В Европе проекты в основном касаются сетей 5G, финтеха и технологий умного города. Благодаря конкурентным соглашениям о партнерстве государственного и частного секторов Китая, ЦШП катализирует цифровизацию мира от Сербии до Мексики и Мьянмы. Цифровизация выгодна не только Китаю и китайским компаниям. Если развитие ЦШП будет сопровождаться экономическим ростом, откроется множество дополнительных инвестиционных и экспортных возможностей для некитайских технологических и обычных компаний.
Серьезные проблемы
Как и любая инициатива такого масштаба, ЦШП сталкивается с проблемами. Многие из них приходится решать технологическим гигантам и поставщикам цифровой инфраструктуры, которые хотели бы сохранить свое лидерство. Однако эти проблемы стоят перед всеми заинтересованными сторонами, которые поддерживают видение более открытой, прозрачной, свободной и справедливой глобальной киберсферы и цифрового управления в целом. В этом отношении у ЦШП четыре важных и далеко идущих стратегических цели.
Во-первых, Китай может создавать и предлагать цифровые магистрали, почти полностью отечественного производства. Магистральные сети - это инфраструктура, которая делает возможной цифровую связь, например кабели передачи данных, сотовые сети и центры хранения данных. Проведя аналогию с Lego, чем больший костяк выстраивает Китай, тем сильнее он сможет опираться на эту основу и подключаться к ней, таким образом укрепляя свои позиции в глобальном цифровом порядке.
Во-вторых, ЦШП может помочь Китаю установить стандарты цифровой инфраструктуры и технологий следующего поколения, таких как искусственный интеллект, робототехника, Интернет вещей, блокчейн, бессерверные вычисления и так далее. Хотя все технологические лидеры стремятся установить стандарты, действия Китая в этом направлении неизбежно будут рассматриваться как конкуренция. Помимо соображений существующих технологических лидеров и в рамках более широких глобальных перспектив, установление стандартов дает значительные стратегические преимущества. Более того, ЦШП создает цифровые артерии, которые будут стимулировать китайские цепочки поставок, его экономику и, следовательно, глобальное экономическое влияние.
В-третьих, взгляд Китая на цифровое управление имеет гораздо более патерналистский характер. Это резко отличается от среднего либерального западного взгляда на цифровые ценности и нормы, особенно в Соединенных Штатах. Правительство вводит строгие ограничения на киберпространство и без колебаний внимательно следит за своими пользователями сети в значительно закрытом внутреннем ”интранете”. Конечно, Китай не единственная страна, которая придерживается ограничительного взгляда на цифровое управление, и разные страны адаптируют свои уровни ограничений в киберпространстве. Сингапур и Индия, например, также склонны к усилению контроля над контентом, и ЕС, в свою очередь, все больше регулирует контент. Таким образом, хотя ЦШП не продвигает либеральную и прозрачную кибернетическую область как таковую, важно отметить, что не существует универсальных подходов к глобальному киберуправлению, отражающему разнообразие культур и социально-политических ценностей на человеческом полотне.
В-четвертых, китайские предприятия и, соответственно, китайские власти могут получить доступ к большим локальным пулам данных через ЦШП. Усиливая зависимость других стран от китайской инфраструктуры, Пекин теоретически мог бы получить ценный инструмент местного политического влияния, хотя это в значительной степени будет зависеть от местной политики кибербезопасности и правоприменительных возможностей среди прочих факторов. Однако такая потенциальная эксплуатация характерна не только для Китая. Как показали разоблачения Эдварда Сноудена и скандал с данными Facebook-Cambridge Analytica, любой провайдер технологий или продвинутый пользователь может при желании злоупотребить своим умением.
ЦШП служит более широкой цели сокращения глобального цифрового разрыва. Он также ставит под сомнение существующее доминирование цифровой системы ценностей США и угрожает доле рынка ее технологических компаний. Таким образом, ЦШП является серьезным партнером в области цифровой трансформации тех стран, которые нуждаются в цифровых продуктах и услугах по конкурентоспособным ценам, и составляет конкуренцию существующим технологическим лидерам. Где бы каждый из нас не находился в условиях пандемии, которая нанесла ущерб мировой экономике, цифровизация и экономический рост приветствуются как никогда.