Вестник Кавказа

Виноват ли мир в том, что Армения не развивается?

Сусанна Петросян, Ереван

Парламент Армении обсуждает проект государственного бюджета на 2016 год. Проект предусматривает реальный рост ВВП на уровне 2,2%, инфляцию на уровне 4%, дефицит бюджета в размере 3,5% от ВВП. Повышение зарплат и пенсий не предусмотрено. Соотношение внешнего долга к ВВП в следующем году может достичь 50%. Доходы планируются на уровне ниже 2015 года, а расходная статья проекта госбюджета на 68,1 млрд драмов (1 доллар равен 480 драмам) превышает аналогичный показатель 2015 года. Премьер-министр Овик Абрамян заявил, что в основе документа лежат принципы реалистичности и стабильности - проект имеет четкую социальную направленность, о чем свидетельствует то, что почти половину всего объема бюджетных расходов на образование, соцзащиту и здравоохранение.

Многие эксперты обеспокоены тем, что впервые за последнее десятилетие, в доходной части бюджета зарегистрирован спад. Специалисты обращают внимание и на растущие проблемы с внешним долгом, объемы которого могут превысить 50% от ВВП. Так, по словам экономиста Вилена Хачатряна, страна вступит в 2016 год с долгом в 5 млрд 122 млн долларов, что почти на 680 млн долларов больше, чем было в начале текущего года: "В бюджете предусматривается выплатить проценты на сумму в 99 млрд драмов. 2016 год - год обеспечения экономического роста за счет долгов, темпы роста постепенно сократятся. О каком развитии может идти речь?".

Аналогичного мнения придерживается и экономист Ашот Егиазарян, по словам которого, у государства нет иных источников для выполнения своих обязательств по взятым кредитам, и оно делает новые долги: "Показатели проекта госюджета на 2016 год свидетельствуют о том, что Армения вступает в фазу, которая не обеспечивает экономического роста. На деле мы уже в состоянии рецессии".

По мнению министра финансов Гагика Хачатряна, трудно представить, что заложенные в проекте показатели позволят решить все проблемы: "Такой возможности, увы, нет". По его словам, причинами негативных тенденций, начавшихся в экономике с прошлого года, является как ряд внутренних объективных факторов, таких как снижение уровня потребления и экономическая активность, так и ряд внешних факторов, таких как сокращение инвестиций, проблемы в российской экономике и сокращение трансфертов из России.

В течение последних лет представители армянской власти, некоторые экспертные круги, а также ряд подконтрольных властям СМИ активно продвигают идею о том, что подавляющее большинство экономических проблем страны обусловлено внешними факторами. Если раньше все беды связывались с мировым финансовым кризисом, то сегодня центром называют Россию, от экономики которой во многом зависит и армянская экономика.

Некоторые министры экономического блока ссылаются на непрогнозируемость последствий вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Однако два года назад, после принятия президентом решения о вступлении в ЕАЭС, звучали совершенно иные оценки. Подобный поворот в подходах трудно назвать проявлением ответственности за принятые решения. Однако существующие в экономике Армении проблемы были в до вступления в ЕАЭС. В частности, невозможно связать растущее влияние монополий или отсутствие реальных конкурентных условий в Армении с нынешними проблемами России или со вступлением в ЕАЭС.

"Уже четвертый год я участвую в парламентских обсуждениях по проекту государственного бюджета, и каждый раз слышу одну и ту же фразу о том, что низкие темпы экономического роста обусловлены внешними факторами. Наша страна не развивается и в этом мир не виноват. В 2008 году став президентом Серж Саргсян пообещал экономический рост в 7%, однако в сумме за все эти годы мы имеем рост всего на уровне 15,4%. Это катастрофа, наша страна не идет вперед",- заявил оппозиционный депутат, экс-премьер Грант Багратян. Согласно его исследованиям, бюджет за 9 лет вырос всего на 6%. "В выражении национальной валюты бюджет вырос на 61%, но отсюда нужно вычесть суммарную инфляцию в 55% за 9 лет. Получается, реальный рост бюджета за все эти годы составил всего 6%", - говорит Багратян.

По мнению экономиста Ваагна Хачатряна, проект бюджета на 2016 год выявил всю несостоятельность нынешней экономической системы: "Проводимая властями политика не может обеспечивать ни экономического роста, ни притока инвестиций. Для инвестиций нужна благоприятная среда, а ее нет. Нет эффективных государственных институтов, нет независимой судебной системы, нет доверия к системе в целом. В содержательном плане проект бюджета не вызывает никакого интереса".

По словам бывшего министра иностранных дел, депутат от фракции "Процветающая Армения" Вардана Осканяна, несмотря ни на что, ни на какие внешние факторы, можно обеспечить экономический рост: "Для этого нужно сделать акцент на экономическом росте, применяя расширенную налогово-бюджетную и финансово-кредитную политику, пусть даже за счет увеличения дефицита. Для успешной реализации подобной политики необходимо наличие соответствующей концепции и программы развития страны".

Однако все последние годы правительство так и не нашло в себе политической воли подготовить реальную программу развития страны, предпринять меры для стимулирования экономического роста, включая реформы и реализацию программ по развитию инфраструктуры, также власти не смогли восстановить доверие инвесторов и населения. В результате, в течение последних 7-8 лет стало обычной практикой, когда правительство все свои провалы и бездействие списывает на внешние факторы.

31745 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября