В Азербайджане внимательно изучают опыт проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. Интерес не праздный. Накануне Олимпиады в Сочи эксперты прогнозировали возможность террористических актов на территории России. Баку в будущем году будет принимать первые летние Европейские Олимпийские игры. Но уже сегодня власти Азербайджана предпринимают адекватные меры для упреждения возможных атак со стороны радикальных экстремистов. Продолжение. начало см. "Ваххабиты наступают на пятки -1"
Отдельные представители "Хизб-ут-Тахрир" уже были замечены в Дагестане. Кавказ до недавних пор оставался традиционным местом распространения ваххабизма или как сейчас принято говорить - салафизма. На вопрос, чем отличается традиционный ислам от ваххабизма, эксперт московского Центра Карнеги Алексей Малашенко пояснил, что ваххабизм это не просто течение, это иное мировоззрение, распространившееся уже по всему миру, в том числе на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Это так называемый "новый" ислам, со своей идеологией, со своей энергетикой. Такое мировоззрение было присуще хариджитам - ранней эпохи истории ислама. Исторически ваххабиты связаны с Ибн аль Ваххабом (XVIII век), который выступил с проповедью перед бедуинскими племенами, обвинив мусульман в отходе от учения о единобожии. Ибн аль Ваххаб, будучи последователем идеолога салафизма - средневекового сирийского теолога Таки ад-Дина ибн Таймийа (1263-1328 гг.), полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммада, и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.
Впрочем, отношение к возникшему движению было неоднозначным уже тогда. Поскольку крайний радикализм в действиях ваххабитов и их принцип, "кто не с нами тот против нас" вызывал отчуждение и осуждение. Дело дошло до того, что официальные лица Саудовской Аравии, где ваххабизм был государственной идеологией, изменили ее название на "салафизм", поставив де-факто знак равенства между этими терминами. По этой причине некоторые исламоведы считают правильным именовать идеологию Саудовской Аравии салафитской. Однако суть от этого, по словам Малашенко, не меняется.
На Кавказ ваххабизм пришел в начале 1890-х годов. А в последние годы распространяется в Центральной Азии. Саудовская Аравия проявляет все больший интерес к Таджикистану, Киргизии и Узбекистану. Пока это выражается в разного рода инвестициях. Например, в Душанбе саудиты профинансировали строительство новой мечети. Ташкенту выделили кредит 20 млн долларов на развитие здравоохранения.
Но самая "опасная" ситуация в Киргизии. "Развитие сотрудничества с королевством Саудовская Аравия становится одним из приоритетных направлений во внешней политике Киргизии: участились визиты в Бишкек саудовских политиков, открылось посольство королевства, в Манасе планируют открыть саудовский логистический центр", - сказал "Вестнику Кавказа" эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, под видом инвестиций в республику войдет и идеология Саудовской Аравии.
"То, что Саудовская Аравия очень аккуратно, но поддерживает, так называемый нетрадиционный ислам, а в Киргизии он называется по-разному – и салафитским, и фундаменталистским, и арабским, и ваххабитским, – несомненно. Саудиты это делают везде, где только могут. А в самой Киргизии сейчас действительно проблема ислама или даже исламов – традиционного и нетрадиционного (салафитского) – стоит достаточно остро. И большая половина общества обеспокоена тем, что нетрадиционный ислам будет постепенно вытеснять традиционный. Тем более что вот к этому нетрадиционному исламу очень тяготеет молодежь", - считает Алексей Малашенко.
Схожая тенденция при ощутимо меньших масштабах наблюдается в Азербайджане, где появляются группы радикально настроенных верующих. И уже не редки случаи, когда молодые азербайджанцы едут воевать в Сирию. Агентство "АПА" сообщает о 18 убитых в боях гражданах республики. Сколько всего азербайджанцев воюет в Сирии на стороне повстанцев, точно неизвестно. Информированные источники предполагают, что не больше 200. Но на деле может оказаться и больше. Как они себя поведут по возвращении домой, никто сказать не берется. Впрочем, как считает конфликтолог Ариф Юнусов, "ситуация с участием граждан Азербайджана в сирийской войне не является критической". "Там находятся всего 15—200 граждан Азербайджана, а среди них этнических азербайджанцев и того меньше. Но это не должно стать поводом для гонений на салафитов", - сказал Юнусов.
Не отстает от Азербайджана соседняя Грузия. Сюда ваахабизм проник и продолжает проникать тремя путями. Началось с Панкисского ущелья, куда в поисках пристанища массово стали прибывать беженцы из Чечни, а также преследуемые федеральными войсками отряды "повстанцев". Очень скоро после их появления в небогатом селении Дуиси была построена роскошная по местным меркам мечеть. По слухам, деньги на нее были получены из Саудовской Аравии. Ваххабизм в Панкиси распространился в основном среди местной молодежи, и это стало серьезной проблемой между поколениями. В меньших масштабах ваххабизм привился в Квемо Картли – регионе компактного проживания азербайджанцев. И тоже нашел приверженцев большей частью среди молодежи. Третьим очагом ваххабизма в Грузии становится Аджарская автономная республика, в которую потекли инвестиции из граничащей с ней Турции. Наряду с "экономическими деньгами" в Аджарию стали поступать и "духовные". Ситуация в автономии, по утверждениям грузинских источников, в скором времени может стать серьезной головной болью для властей, причем как местных, так и центральных.