Сегодня в столице Азербайджана стартовал седьмой саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), приуроченный к 10-летию создания организации. Впервые в качестве полноправного члена Тюркского совета в нем принимает участие Узбекистан. Венгрия и Туркменистан остаются пока в статусе наблюдателей. Тюркский совет был создан по инициативе Нурсултана Назарбаева. Его учредителями выступили Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Турция.
По задумке Назарбаева, Тюркский совет должен был обладать всеми необходимыми признаками политического регионального объединения, правовым статусом и определенными организационными структурами. Однако из-за того, что в Тюркском совете собрались государства с разным экономическим и политическим весом, придерживающиеся разных геополитических ориентиров, широкой интеграции не произошло Теперь членство Узбекистана в Тюркском совете может принести ощутимые изменения. Впервые в повестке саммита дня оказались экономические вопросы – развитие малого и среднего бизнеса. Планы елбасы Нурсулатана Назарбаева начинают реализовываться: в прошлом году на иссыкульском саммите Тюркского совета он предлагал для развития торгово-экономического сотрудничества использовать возможности Международного финансового центра "Астана", где, по его словам, созданы все условия для развития финансовых инструментов, консолидации капитала и привлечения инвесторов и финансовых экспертов.
Узбекистан видит свои преимущества в составе региональной организации. По словам заместителя директора Института стратегических и межрегиональных исследований Санжара Валиева, за последнее время ситуация изменилась, усилились интеграционные процессы. Эксперт полагает, что в современных условиях никакое государство не в состоянии самостоятельно развить полный спектр своих возможностей в торгово-экономической сфере, в привлечении инвестиций. "Присоединившись к Совету сотрудничества тюркоязычных государств, мы интегрируемся и в транскаспийский логистический маршрут, что выгодно для всех участников", – сказал Валиев в ходе пресс-конференции в Ташкенте.
Турции и Азербайджану это позволит обеспечить доступ их продукции на рынки Китая и Южной Азии. Узбекистану, Казахстану и Киргизии этот транспортный маршрут позволит выйти с меньшими издержками на рынки Европы и Ближнего Востока. Также более эффективно будут решаться вопросы, связанные с культурно-гуманитарной сферой, развитием туризма. Эксперт обратил внимание, что сотрудничество затрагивает и вопросы безопасности. В частности, страны Тюркского совета сталкиваются с похожими по характеру угрозами и вызовами, связанными с развитием экстремистских идей, проявлениями радикализма и терроризма. В этом плане, в организации предусмотрены механизмы для взаимодействия между странами в области обеспечения межрегиональной безопасности и в Центральной Азии, и на Кавказе. Это не подразумевает какого-то военно-политического блока, речь идет о взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб, обеспечивающих безопасность.
"15 октября в Баку наша делегация не только впервые примет участие в заседании Совета, но и внесет ряд инициатив по развитию организации. Узбекистан – крупное тюркоязычное государство, после вступления мы будем второй после Турции страной по численности населения в этой организации. Наше присоединение приветствовали все государства-члены, его исполнительные органы, секретариат", – подчеркнул Валиев.
Членство Узбекистана отвечает и двусторонним отношениям Ташкента и Анкары, новый этап которых начался с приходом к власти Шавката Мирзиеева. В октябре 2017 года, впервые за 18 лет, узбекский президент посетил Турцию. Анкара и Ташкент взяли курс на "стратегическое партнерство 2.0". В апреле-мае 2018 года состоялся ответный визит президента Турции Реджепа Эрдогана в сопровождении нескольких сотен турецких предпринимателей. Итогом тогдашних встреч узбекского президента в Анкаре стало подписание около 30 протоколов, предусматривавших активизацию турецко-узбекских экономических связей. Это следует считать принципиальным моментом, поскольку и Мирзиеев, и Эрдоган придают большое значение именно экономической составляющей своих внешнеполитических шагов. Таким образом, удалось не только восстановить узбекско-турецкие отношения, но и достичь заметных подвижек в развитии двустороннего сотрудничества в ряде областей, в том числе и военно-технической сфере.
Необходимо отметить, что в отношении развития собственных военно-промышленных комплексов Анкара и Ташкент придерживаются схожих подходов – развития производства военной техники, в том числе, по лицензии на собственной промышленной базе, естественно, с получением технологии для производства. С 2017 года Ташкент взял курс на создание на базе свободных экономических зон совместных предприятий, которые позволят в перспективе производить собственную военную продукцию, в первую очередь, стрелковое оружие различного калибра, боеприпасы, автомобильную бронетехнику, а также соответствующее обмундирование и средства индивидуальной защиты. На реализацию этих проектов из госбюджета предусмотрено выделение порядка 50-70 миллионов долларов. Планируется также привлечение местных и зарубежных инвестиций на сумму до 120 миллионов долларов, в том числе, за счет предоставления серьезных налоговых льгот. Подобная позиция Ташкента открывает Анкаре "окно возможностей" для создания совместных оборонных предприятий, в первую очередь, для производства уже принятых на вооружение в турецкой армии образцов стрелкового оружия, автомобильной бронетехники и средств индивидуальной защиты.