Вестник Кавказа

Узбекистан переносит производство своих товаров в Киргизию

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Узбекистан переносит производство своих товаров в Киргизию
© Фото: Сайт президента России

Узбекистан переносит производство автомобилей в Киргизию и открывает в республике совместное производство по переработке хлопка, выпуска тканей и пошива одежды. Таковы первые шаги "дорожной карты" по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству, которую в Оше подписали главы правительств двух стран Абдулла Арипов и Мухаммедкалый Абылгазиев. Нерешенными остаются, однако, вопросы границы.

О планах будущего сотрудничества Бишкека и Ташкента рассказал журналистам министр экономики Киргизии Олег Панкратов. По его словам, стороны сейчас обсуждают возможность открытия в Киргизии сборочного цеха по производству автомобилей. Узбекистан уже имеет опыт переноса производства в сопредельные страны, в частности в Казахстан. Было создано СП на базе ведущих заводов двух стран – GM Uzbekistan, "СамАвто" и "Азия-Авто". По мнению экспертов, это попытка узбекских автопроизводителей обойти ограничения на экспорт узбекских легковых автомобилей в рамках ЕАЭС, где в отношении узбекских автомобилей действуют серьезные ограничительные меры, связанные с уровнем локализации производства легковых автомобилей.

В случае с Киргизией, как отметил Олег Панкратов, кроме членства в ЕАЭС, республика является членом ВТО и участвует в программе ВСП+, которая дает возможность киргизским экспортерам поставлять товары в ЕС по нулевым тарифным ставкам, то есть фактически беспошлинно. "Не обладая географическими преференциями, наша страна уверенно конкурирует в Центральной Азии", – отметил Панкратов. Министр подчеркнул, что Узбекистан заинтересован в выходе на европейский рынок, но такого статуса пока не имеет. Он также отметил и сложности выхода товаров на рынок ЕС. "К сожалению, в торговле существуют и другие проблемы, помимо тарифов. Есть множество других факторов, которые влияют на объемы торговли. Для Европейского союза очень сложно кратно увеличить объемы торговли, потому что мы далеко находимся и "транспортное плечо" увеличивает стоимость нашей продукции", – сказал Панкратов. Министр добавил, что второй причиной являются сложные процедуры технического регулирования в ЕС. "Не так сложны сами требования, как процедура подтверждения соответствия товаров регламентам. Это тоже усложняет выход нашей продукции на рынки ЕС. Тем не менее даже сняв барьеры в виде тарифов, мы смогли увеличить объемы экспорта и стали более интересны инвесторам", – заметил министр.

Пока же Киргизия импортирует из соседней страны автомобили, сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения, кабельно-проводниковую продукцию, резиновые изделия, керамическую плитку, пряжу, полотна и даже лимоны. Что касается киргизской продукции, идущей в Узбекистан, то ее перечень ограничен. На встрече в Оше речь шла о возобновлении поставок картофеля. Стороны договорились ускорить процедуру выдачи разрешительных документов для импорта и экспорта подкарантинной продукции. Известны факты поставок сырья с карьеров южных областей Киргизии. За короткое время товарооборот между странами увеличился в два раза и достиг 325 млн долларов.

Эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Александр Воробьев сказал "Вестнику Кавказа", что Киргизия интересна Узбекистану, прежде всего, своим рынком сбыта и как транзитная страна. "Республика входит в состав ЕАЭС. Но в этом интеграционном объединении ее воспринимают как аутсайдера. Поскольку Киргизия пока не может предложить на рынок ЕАЭС большой ассортимент своих товаров. Поэтому она использует свой транзитный потенциал", – отметил эксперт. Для Узбекистана это хорошая ниша, куда они могут зайти со своей продукцией. А для Киргизии это еще и создание рабочих мест.

По мнению Воробьева, расширение сотрудничества – полезный шаг как для Киргизии и для Узбекистана. Кроме экономического измерения, есть и политическое: хорошие отношения первых лиц будут содействовать развитию производств в Киргизии. Попутно Узбекистан укрепит свое влияние в соседней республике, тем более что 14% населения юга Киргизии – этнические узбеки. Диаспора становится инструментом влияния Узбекистана в Киргизии. А значит, многие граждане будут обеспечены работой.

Депутат киргизского парламента Улан Примов в интервью радио "Азатлык" (Радио "Свобода") заметил, что для Киргизии важно правильное использование потенциала сильной узбекской экономики, инвестиционных возможностей страны. "Мы должны учиться перенимать опыт их успеха, а своими достижениями делиться с ними. В то же время Кыргызстан всегда должен при сотрудничестве с любым государством ставить свои национальные интересы на первое место. К примеру, мы заинтересованы в том, чтобы покупать многие товары, производимые в Узбекистане. У них ежегодно фрукты и овощи поспевают на 15-20 дней раньше, чем в Кыргызстане. В этом году фермеры Узбекистана сумели не только на наш рынок, но даже на рынки ЕАЭС через нас сбыть свою сельскохозяйственную продукцию. И эта ситуация отрицательно сказалась на положении крестьян Кыргызстана. Наше правительство не смогло вовремя предпринять необходимые меры и защитить интересы отечественных фермеров", – сказал депутат.

Если по торгово-экономическому сотрудничеству у делегаций двух стран разногласий не возникло, то в обсуждении вопросов границы вопросы пока остаются. Процесс делимитации киргизско-узбекской госграницы планируется завершить уже в ближайшее время, чтобы приступить к процессу демаркации. Напомним, что в сентябре прошлого года главы Узбекистана и Киргизии подписали Договор о согласовании 85% узбекско-киргизской границы. Неурегулированными остаются проблемы 15% государственных рубежей, связанных с анклавами/эксклавами. Это не только порождает напряженность на местном уровне, но и способствует сохранению на границе серых зон, где власти больше у криминала, чем у государственных органов. Более того, успешное разрешение приграничных вопросов было бы как нельзя кстати для президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова, администрация которого в последнее время явно испытывает трудности с успешными делами, о которых можно было бы сообщить населению.

"Бишкек погружен в другие заботы – ожесточенные политические баталии вокруг экс-президента Алмазбека Атамбаева, который критикует нового главу государства. Это провоцирует политический кризис. Местным политикам эти схватки представляются чем-то титаническим и эпохальным. Однако в реальности они являются обычной политической микробиологией, имеющей к реальным проблемам Киргизии отдаленное отношение. Нет сомнений, что эти спорные 15% все же будут вовлечены в правовое пространство, но благодаря усилиями Ташкента и складывающимися экономическими реалиями", – сказал "Вестнику Кавказа" заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко.

16945 просмотров