Идея Транскаспийского транспортного моста и Евразийского коридора стала одной из ключевых в ходе государственного строительства в Грузии сразу после обретения независимости. Ее приоритетность восходит к учению классика грузинской литературы, Чабуа Амиредежибы - в ключевой сцене романа «Дата Туташхия» один из его героев рассуждает о историко-географической функции Грузии, обретение которой может стать важной опорой государственности. Второй президент страны Эдуард Шеварднадзе неоднократно подчеркивал, что такой функцией может стать проект транспортировки из Азербайджана, стран центральной Азии и Китая различных грузов, в том числе энергоносителей по «новому шелковому пути».
Сегодня этот проект становится все более многоплановым. Наряду со строительством и задействованием нефтепроводов Баку –Тбилиси – Супса, Баку – Тбилиси – Джейхан, газопровода Баку-Тбилиси - Эрзрум, железной дороги Баку- Тбилиси – Карс, рассматриваются новые масштабные проекты с участием Китая с его неограниченными возможностями, громадным потенциалом и потребностями в диверсификации все новых коммуникационных линий, в том числе в сторону черноморского бассейна и Европы.
Замначальника департамента Транспорта министерства экономического развития Грузии Гогита Гвенетадзе рассказал «Вестнику Кавказа» о планах развития Транскаспийского коридора: «В феврале 2015 года в рамках совместного проекта компаний WELL (Worldwide Energy Logistics Ltd.) и Kedentranservice из Китая через Азербайджан в Грузию осуществлен первый пробный рейс по доставке груза. Погрузка в поезд состоялась на китайской территории 29 января, разгрузка в Грузии – 6 февраля. За движением контейнеров внимательно следили специалисты из Китая, Казахстана и Азербайджана. Они точно установили, что маршрут через Каспий сокращает время в пять раз: 9 дней вместо 45! В Тбилиси ожидают, что поток грузов из Китая по Транскаспийскому коридору будет быстро возрастать с учетом строительства глубоководного порта в Анаклиа на черноморском побережье Грузии. Сегодня возможности грузинских портов (Поти и Батуми) ограничены, поскольку они не способны принимать крупнотоннажные суда типа «Панамакс». То есть мелководье в акватории Поти и Батуми, куда могут заходить лишь небольшие сухогрузы, повышает стоимость транзита. Неслучайно, наибольший интерес к строительству порта Анаклиа с потенциальной пропускной способностью в 100 млн тонн в год, проявляют именно китайские компании. Победитель конкурса будет назван уже через несколько месяцев».
В то же время, в министерстве транспорта Грузии отвергают досужие рассуждения о том, что «Анаклия» может стать конкурентом ЖД линии Баку-Тбилиси-Карс. Наоборот, они будут дополнять друг друга и способствовать росту товарооборота. Свидетельством правильности этих расчетов является хотя бы то, что Азербайджан, владеющий железной дорогой БТК, не только не выражает беспокойство по поводу конкуренции, но готов участвовать в обоих проектах.
Одновременно продолжается модернизация центральной транзитной ЖД магистрали от Тбилиси до портов Поти и Батуми, с расчетом на повышение пропускной способности и увеличения скорости движения поездов.
Не менее важно строительство скоростной автомагистрали Восток-Запад, позволяющий доставлять грузы на черноморское побережье Грузии и Турцию, а затем Европу автомобильным транспортом. Особое внимание придается обеспечению безопасности движения. Строительство началось в 2006 году, а завершение планируется к 2020 году. В том числе имеется в виду строительство скоростного автобана Тбилиси – Поти-Батуми до границы с Турцией. А если учесть, что на востоке Турции в последние годы автомобильные коммуникации бурно развиваются, то этот проект может стать частью единой автомобильной сети, соединяющий Китай и Каспийский бассейн с Европой. Как сообщили «Вестнику Кавказа» в Министерстве экономического развития Грузии, автомагистраль вряд ли будет платной.
Разумеется, столь масштабный проект требовал юридического оформления и согласования всех процедурных деталей между заинтересованными странами. 7 ноября 2013 года подписано соглашение «Об основании координационного комитета развития Транскаспийского транспортного маршрута». Подписи под документом поставили руководители АО «Грузинская железная дорога», АО «Азербайджанская железная дорога», АО «Казахская ЖД», «Турецкая ЖД», Каспийского мореходства, а также портов Баку, Актау, Поти и Батуми.
5 мая в Баку состоялась встреча координационного комитета, в ходе которой стороны без особых проблем договорились о тарифах железнодорожных контейнерных перевозок и графиках движения. Грузинское руководство считает большим подспорьем для успешного осуществления всех транспортных проектов упрощение таможенных процедур и формальностей, связанных с прохождением границы.
Все эти меры уже дают осязаемый результат: в 2014 году портами переработано 446 972 двадцатифутовых эквивалента, что на 11% больше, чем в 2013 году, когда было переработано 403 447 двадцатифутовых эквивалентов.