Трения между Баку и Ашхабадом относительно принадлежности месторождений углеводородов на каспийском шельфе заставляют по-новому взглянуть на усилия Европейского cоюза, отчаянно продвигающего Транскаспийский газопровод. Европейцы уверены, что смогут убедить Азербайджан и Туркменистан осуществить реализацию мегапроекта как обычное коммерческое предприятие.
Посол Евросоюза в Азербайджане Роланд Кобиа в интервью "Вестнику Кавказа" прямо заявил, что "Транскаспийский трубопровод – это коммерческий вопрос, а отнюдь не политический и касается только стран, которые хотят его реализовать". Риторика Евросоюза строится на утверждении, что Азербайджан и Туркменистан две суверенные страны и вправе самостоятельно решить – создавать такую инфраструктуру или нет.
Вояжи членов Еврокомиссии в обе столицы, но, прежде всего, в Ашхабад призваны воздействовать на туркменские власти в плане их сговорчивости с азербайджанской стороной относительно тех же спорных вопросов, которые в целом тормозят переговоры по определению правового статуса Каспия.
Азербайджан активно сотрудничает с Европой в энергетической сфере и на деле стремится доказать свое стремление в рамках своих возможностей обеспечить энергобезопасность ЕС. Однако расчет исходит из собственных ресурсов Азербайджана, который в ближайшие 5-7 лет значительно нарастит свои газодобывающие мощности. Что же касается создания Транскаспия и подключения к поставкам газа в Европу Туркменистана, то не все так однозначно.
Баку не считает, что Транскаспийский трубопровод, который предлагается для транспортировки туркменского газа в Европу, будет построен в ближайшее время и не заинтересован в инвестировании в этот проект. Такое заявление в прошлом месяце сделал азербайджанский министр промышленности и энергетики Натик Алиев. "Не думаю, что Транскаспийский газопровод будет построен в ближайшее время. Кто будет строить Транскаспийский газопровод? Азербайджан не заинтересован. Это должны делать либо Туркменистан, либо европейские компании", - сказал министр журналистам.
Транскаспийский газопровод протяженностью не менее 400 км планируется проложить от туркменского берега Каспия до азербайджанского. Там он может быть соединен с существующей инфраструктурой газопроводов и, в частности, подключен к создаваемому Азербайджаном, Грузией и Турцией "Южному газовому коридору".
В то же время, исходя из существующего экспортного потенциала Азербайджана, для Баку на данный момент не так важно создание Транскаспийского трубопровода, тем более форсирование его строительства. Азербайджан ни в коем случае не намерен портить отношения с Россией и Ираном и не принимает риторику европейцев как окончательную и единственно верную.
Говоря об экспортном потенциале Азербайджана, Натик Алиев сказал, что страна планирует увеличить годовые поставки газа до более чем 30 млрд куб м к 2030 году. По его словам, экспорт газа в дальнейшем может быть увеличен даже до 50 млрд кубометров. "Думаю, если наши программы будут успешно реализованы ... в 2030 году мы сможем производить на экспорт более 30 млрд кубометров газа в год", - сказал Алиев. По его словам, только со второй фазы разработки месторождения "Шахдениз" Азербайджан сможет добывать 30 млрд кубометров газа. Он также добавил, что страна способна увеличить объемы добычи за счет других месторождений.
Переговоры Туркменистана с Евросоюзом и другими странами о строительстве Транскаспийского газопровода ведутся с конца 1990-х. Прямых договоренностей по реализации Транскаспийского газопровода пока нет. Однако Евросоюз в сентябре 2011 года предоставил Еврокомиссии мандат на начало переговоров по подготовке соглашения между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном по Транскаспийскому проекту, после чего начался переговорный процесс. Основным препятствием для реализации проекта считается неурегулированность правового статуса Каспия. Именно этот аргумент приводят Россия и Иран, выступая против реализации проекта. Еще один довод против – экологические риски, которые якобы возникнут в случае прокладки трубы по сейсмоактивной части моря с большой активностью грязевых вулканов.
Транскаспийский газопровод: границы разумного
Евгений Кришталёв
16340 просмотров