Вестник Кавказа

Сможет ли президент Узбекистана оправдать ожидания

Chatham House, британский аналитический центр международных отношений
Сможет ли президент Узбекистана оправдать ожидания

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев продолжает широкомасштабный процесс реформ, включая либерализацию валюты, ликвидацию принудительного труда и отмену выездных виз. Это воодушевило иностранных инвесторов и население, но протест по поводу нехватки природного газа и электроэнергии, прошедший на прошлой неделе, показывает, что вера узбекского населения в перемены может ослабнуть, а иностранные инвестиции начинают снижаться, пишет Chatham House в материале Can Uzbekistan’s President Meet Raised Expectations?

Когда Мирзиеев пришел к власти, Узбекистан был на грани банкротства. Будучи прагматичным экономистом, новый президент взял курс на открытость и взаимодействие с соседями, устранив барьеры для торговли и иностранных инвестиций. Амбициозные реформы, а также либерализация денежно-кредитной и экономической деятельности временами казались слишком резкими юристам и предпринимателям.

Тем не менее возможность свободного перемещения капитала, рабочей силы и товаров привела к стимулированию экономики после 20 лет застоя. В настоящее время страна находится на более сложной фазе развития, сталкиваясь с приватизацией и распадом монополий. Несмотря на заметное увеличение прямых иностранных инвестиций, страна не получает необходимого притока средств. Большая часть финансов поступает из России и Китая в рамках двусторонних соглашений. При этом задолженность Узбекистана перед Китаем увеличилась в три раза с конца 2016 года. Между тем, европейские и американские компании по-прежнему не уверены в деловой среде страны и успешности реформ. Отсутствие последовательной политики наряду со спешно принимаемыми законами, за которыми часто следуют президентские указы, поясняющие их значения, сильно сдерживают западных инвесторов.

Внутри правительства некоторые чиновники выступают против реформ. К тому же существуют внутренние конкурирующие интересы, которые привели к отказу от части реформ и к протекционизму в некоторых секторах. Некоторые реформы "теряются" на длинной дороге от президентского указа до реализации. После 2018 года импортные тарифы были отменены, но недавно был составлен список защищенных товаров отечественного производства, что вызывает обеспокоенность по поводу того, что на смену государственным монополиям придут частные. Несмотря на прогресс на экономическом фронте, политические и социальные реформы сильно отстают. Узбекистаном по-прежнему в основном руководят кадры прежней администрации Ислама Каримова. Хотя правительство привлекло молодых реформаторов, в основном вернувшихся из-за границы, оно также вернуло к власти ключевых представителей администрации Каримова, которые были замешаны в коррупционных скандалах. Прогрессивные высокопоставленные чиновники, такие как бывший генеральный прокурор Отабек Муродов, были отстранены от работы без объяснения причин.

Новое руководство полностью изменило медиа-среду, но по-прежнему не существует объективных аналитических данных по стране. Прямая критика президента или правящей семьи все еще запрещена. Экономическая и денежно-кредитная либерализация привела к сильной инфляции. Недовольство слоев населения с низким доходом растет, и некоторые требуют возвращения к стабильности, которая наблюдалась при прежнем правительстве, несмотря на его низкую репутацию в части соблюдения прав человека.

Были предприняты шаги по улучшению ситуации с верховенством закона, но можно сделать гораздо больше, в частности обеспечить прозрачность судебных процессов и меньшую безнаказанность региональных властей перед законом. Инициатива по решению проблемы с конфликтом интересов, когда мэры, сенаторы и другие высокопоставленные государственные служащие могут получать коммерческую выгоду от своих позиций, будет свидетельствовать о приверженности правительства данной реформе. Пообещав провести политические и экономические реформы, правительство установило для себя высокую планку. Сохраняющаяся патерналистская форма правления с ограниченными свободами гражданского общества, правами человека, чрезмерным бюрократизмом и коррупцией не соответствует ожиданиям растущего молодого населения.

Выборы депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса и областные, районные, городские кенгаши пройдут в Узбекистане 22 декабря. Процедура будет проведена в соответствии с новым Избирательным кодексом. Теперь партии имеют право выдвигать своих кандидатов во всех 150 избирательных округах. Тем не менее до сих пор нет ни одной оппозиционной партии, которая могла бы составить конкуренцию исполнительной власти. Мирзиееву нужно будет уделить первостепенное внимание укреплению независимых институтов, чтобы добиться результатов на благо его народа.

38240 просмотров