Действия США, то и дело расходящиеся с заявлениями или обнародованными планами по Сирии, вызывают серьезную озабоченность у основных игроков на "сирийском поле". И без того сложная ситуация запутывается еще больше, сиюминутная картина теряет малейшую стабильность, напоминая калейдоскоп, в котором узор меняется при самом легком повороте устройства. В такой обстановке не то, чтобы предугадать чьи-то действия, но и свои собственные запланировать трудно.
Недавний визит американской делегации в Анкару – в целом, неудачный для Вашингтона, лишь укрепил подозрения в том, что президент Дональд Трамп поспешил с заявлением о выводе войск из Сирии. Либо затеял такую хитроумную комбинацию, что она рассорит все силы, находящиеся в этой стране.
В пользу первой версии, не противоречащей, к слову, второй, говорит то, что помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон, находясь в Анкаре и не будучи принятым президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, не скрывая, искал гарантий безопасности курдским отрядам, поддержавшим Штаты в войне с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России и других странах). Вопрос периодически принимал утвердительный характер – Болтон даже договорился до того, что войска не будут выведены до получения твердых гарантий. Но вместо гарантий он получил заочную отповедь от самого Эрдогана, назвавшего подлой клеветой обвинения в адрес своего государства, борющегося с курдами.
Столь жесткая реакция турецкого лидера могла быть вызвана не только "подлой клеветой", но и тем, что Вашингтон пока не обращает внимания на горящие глаза Анкары в отношении американских военных баз на северо-востоке Сирии. Турецкие военные упреждающе высказали заинтересованность в получении этих баз. Анкара также желает, чтобы американцы, уходя из Сирии, увезли с собой все то вооружение, которое они предоставили курдским силам. Похоже, и это пожелание турецкой стороны не будет выполнено – если уж американцы озабочены безопасностью курдов, то разоружать их не станут, не говоря уже о сложности самого процесса разоружения.
"Непонятым" американской стороной остается еще один пункт "турецкого сценария", по которому Анкара претендует на "протекторат" над северо-восточными нефтяными районами Сирии. Кажется, не было еще такого прецедента в мировой истории, чтобы американцы отказывались от возможности контролировать добычу углеводородов. С другой стороны, против "турецкого сценария" – арабские страны во главе с Саудовской Аравией, традиционно являющейся союзницей США в спорных многосторонних "диспутах". Не говоря уже о самом Дамаске, считающем недра своими и убежденном в том, что ему по силам восстановить контроль над своей территорий. В данном случае с позицией Дамаска совпадает позиция так называемых внутренних оппонентов Башара Асада – природные богатства принадлежат Сирии. Попутно возникает вопрос к возможностям самой Турции – ведь контроль над нефтяными районами требует мобилизации серьезных сил и ресурсов.
Словом, ситуация, как уж было сказано, запутывается все больше и больше.
Вторая версия – о желании Вашингтона рассорить остающихся в Сирии игроков, подкрепляется тем, что американская сторона сделала конкретные шаги по обеспечению безопасности союзников курдов, передав контроль над районом Манбиджа в турецком приграничье подразделениям российской военной полиции (ВП). Беспрецедентная бескровная передача значительной территории, безусловно, чревата конфликтом интересов – на то же самое претендовала и турецкая сторона. Что же вышло в итоге?
Эксперты отмечают, что под покровительством России оказались курдские отряды самообороны. Это, конечно, хорошо для курдов и опекавших их американцев. Теперь американцы освободили себя от этой миссии, неоднозначной с учетом позиции Турции, являющейся союзницей США по НАТО.
Второе – Вашингтон, избавившись от упреков Анкары в поддержке курдских отрядов, одновременно добился повышения конфликтного потенциала между Турцией и Россией, которая теперь как бы отвечает за безопасность курдских сил. А стремительное сближение Москвы и Анкары озадачивало США.
Третье – Россия, войдя в зону американской ответственности, казалось бы, повысила собственную значимость в "сирийском раскладе". Но с другой стороны, получается, что она еще больше начинает вязнуть в сирийском конфликте, с закономерным увеличением расходов и ресурсов на поддержание стабильности, или попросту - поддержку режима Башара Асада.
Стоит держать в уме еще одно событие, которое пока не вошло в фокус внимания. Речь о возможном или даже готовящемся полноценном восстановлении прав Сирии в Лиге арабских государств (ЛАГ), приостановленных в ноябре 2011 года по причине "применения насилия со стороны правительства страны против демонстрантов". Если это произойдет, то можно ожидать немало сюрпризов: кроме прав в ЛАГ, Дамаск получит еще и обязанности, а сама ЛАГ – возможность легального расширения деятельности в стране с непрекращающимся конфликтом.