Грузия и Китай достигли сенсационной договоренности о беспошлинном доступе на китайский рынок 95% всей номенклатуры грузинской продукции, в том числе сельхозтоваров и вина. Первый вице-премьер грузинского правительства, министр экономики и устойчивого развития Дмитрий Кумсишвили на специальном брифинге сообщил, что Тбилиси и Пекин смогли завершить переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) всего за семь месяцев, тогда как "многим другим странам понадобилось от пяти до десяти лет", чтобы достичь подобного соглашения с КНР.
Дмитрий Кумсишвили
Примечательно, что Китай согласился на немедленную имплементацию соглашения - без существенного переходного периода. Уже к середине 2017 года грузинские производители смогут поставлять продукцию на огромный китайский рынок. Для многих других стран Китай вводил переходный период, достигавший десяти лет. В мире практически нет государств (за исключением ближайших соседей КНР), получивших право беспошлинно ввозить в Китай столь высокий процент номенклатуры своей продукции – 95%.
По словам министра сельского хозяйства Левана Давиташвили, договоренность предусматривает обнуление таможенных пошлин практически на все виды грузинской сельхозпродукции, в том числе минеральную воду. Такого соглашения у Грузии нет ни с одной страной в мире, поскольку все государства с особой осторожностью относятся к внутреннему рынку минеральных вод. Столь беспрецедентные привилегии для грузинской продукции, в том числе воды, не прописаны даже в эпохальном соглашении с ЕС 2014 года "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли". Соглашение предусматривает, что Брюссель имеет право вводить дополнительный налог на все виды сельхозпродукции, вина и минеральных вод, то есть той номенклатуры, которая и составляет подавляющую часть экспорта агропромышленного сектора Грузии. Зато документ не устанавливает никаких таможенных пошлин для автомобилей и космических спутников, которые в Грузии не производятся и вряд ли будут производиться в ближайшей исторической перспективе.
Между тем, китайское (как, впрочем, и российское) законодательство не предусматривает жестких европейских норм "товарного вида" продукции. Например "угла наклона огурца" и других малопонятных, если не сказать абсурдных ограничений.
Наиболее существенной частью соглашения "О зоне свободной торговли" с Китаем стал экспорт вина. Именно на этот сегмент обратил внимание премьер-министр Георгий Квирикашвили. По его словам, пользуясь ЗСТ, Грузия сможет поставлять на китайский рынок 3-4 миллиона бутылок вина в год, причем с перспективой роста объема экспорта. Для сравнения, в Россию из Грузии ежегодно поступает 30-40 миллионов бутылок вина. Однако экспорт грузинских вин в Россию не освобожден от пошлин, в отличие от Китая.
Почему руководство КНР устанавливает столь серьезные преференции для далекой страны, находящейся на периферии "китайского мира", зато прямо по соседству с "русским миром"? По мнению аналитика информационного агентства GHN Ники Имнаишвили, причина в том, что "границы "китайского мира" все более расширяются; это неудивительно с учетом превращения Китая во вторую экономику на планете, а экономического влияния без политического обеспечения и геополитической экспансии не бывает по определению".
На фото лишь один из примеров китайской экспансии в Грузию - компания Hualing построила в центре Тбилиси целый город; общий объем ее инвестиций - 500 млн долларов.