Две недели назад на переговорах в Кремле Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ в очередной раз обсуждали перспективы заключения мирного договора. В прошлом году на встрече в Сингапуре они условились выстраивать переговорный процесс на основе Совместной декларации СССР и Японии 1956 года, которая в первую очередь предусматривает заключение мирного договора.
"Впереди длительная кропотливая работа по формированию условий для выхода на взаимоприемлемые решения. Задача – обеспечить долгосрочное и всестороннее развитие российско-японских отношений на качественном уровне. И, разумеется, решение, которое предложат переговорщики, должно быть приемлемо для народов России и Японии, поддержано общественностью обеих наших стран. Мы условились продолжить усилия по организации совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах в пяти утверждённых ранее сферах: аквакультура, создание тепличного хозяйства, ветроэнергетика, туризм и обработка мусора, то есть решение экологических вопросов", - заявил тогда Путин.
Между тем, как пишет Policy Forum в статье Russia and Japan: a deal is still possible, хотя недавние переговоры по спорным территориям не завершились конкретными договоренностями, они, возможно, положили начало новым отношениям между странами.
За последние месяцы в территориальном споре между Россией и Японией по южным Курильским островам, который длится уже десятки лет, наметился потенциал для позитивного сдвига. Некоторое аналитики говорят об открывшемся окне возможностей для окончательной нормализации отношений между двумя соседями, которые должны подписать мирный договор после Второй мировой войны.
Активизация российско-японских переговоров связана, в первую очередь, с большими изменениями в позиции Токио. Японское правительство десятилетиями требовало от Советского Союза, а потом от России вернуть Японии все четыре спорных острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи. Но в ноябре 2018 года премьер-министр Синдзо Абэ на встрече с Владимиром Путиным на полях Восточноазиатского саммита в Сингапуре подтвердил готовность вести переговоры на основе московской Совместной советско-японской декларации 1956 года.
Значимость этого шага заключается в том, что в декларации 1956 года речь идет только о двух малых островах – Шикотане и Хабомаи, которые Советский Союз согласился передать Японии "после заключения мирного договора". Хотя Абэ никогда прямо об этом не говорил, его согласие опираться на декларацию 1956 года подразумевает, что Япония больше не претендует на два больших острова, которые составляют 93% всех спорных территорий. Логика Абэ ясна. Россия владеет островами с 1945 года – чем дольше они под ее контролем, тем меньше шансов, что они когда-нибудь будут возвращены Японии.
Москва всегда твердо отказывала Японии в претензиях на четыре острова. С тех пор как Владимир Путин стал президентом России впервые в 2000 году, он неоднократно заявлял, что Россия придерживается договоренностей декларации 1956 года, то есть передачи двух малых островов Японии. По-видимому, в Токио понимают, что преемник Путина может и не поддержать даже такую скромную уступку со стороны России.
В Сингапуре Путин и Абэ согласились ускорить процесс переговоров по подписанию мирного договора. С тех пор лидеры встречались еще два раза – в Буэнос-Айресе и в Москве. Кроме того, прошли переговоры на уровне министров и замминистра иностранных дел. До сих пор не известно ключевых подробностей о прогрессе в переговорах, что вполне понятно. На кону стоит возможный территориальный компромисс, который уже вызывает всплеск эмоций в обеих странах.
В нынешних переговорах мяч на стороне Москвы: именно Россия владеет островами, и у Кремля нет никаких видимых причин ускорять процесс заключения сделки. В принципе, Путин согласен передать два острова Японии, но он неоднократно подчеркивал, что это произойдет только при определенных условиях. Пока Москва не делала конкретных заявлений, по крайней мере, публичных, о том, какими именно эти условия должны быть. Одним из непременных условий российских властей остается "полное признание Японией итогов Второй мировой войны".
Это означает, что Токио должен признать, что Советский Союз законно забрал Южные Курилы у побежденного агрессора, Японии, и сейчас они легально принадлежат России. Такое признание предполагает, что после заключения мирного договора с Японией Россия не "возвращает" часть территорий, которые, с японской точки зрения, были незаконно оккупированы вооруженными силами в 1945 году, а передает часть своей суверенной территории в качестве жеста доброй воли по отношению к Японии. Не стоит и говорить, что Токио нелегко будет смириться с такой формулировкой.
В другую категорию российских условий входят военно-политические вопросы. У России есть опасения, что после гипотетической передачи Японии Шикотана и Хабомаи на островах будет развернуто японское или, что хуже, американское оружие. Возможно, эти опасения преувеличены. Шикотан и Хабомаи стратегически неважны. В отличие от Итурупа и Кунашира, они не имеют доступа к проливам, ведущим в Охотское море.
Тем не менее перспектива размещения оружия на уступленной территории, даже если в этом нет никакого стратегического смысла, может стать для Кремля неприемлемой. Москве нужны гарантии от Японии, что острова не будут милитаризованы. По сообщениям, Абэ согласился предоставить эти гарантии.
Наконец, существуют экономические интересы. Хотя Россия отдает только 7% спорных территорий, Шикотан и Хабомаи, которые обозначены на российской карте как Малая Курильская Гряда, это все равно земля площадью 361 км2. Самое главное, что вокруг этих островов в Тихом океане существует 200-мильная особая экономическая зона с богатыми рыбными ресурсами. На Шикотане постоянно проживает примерно 3 тысячи человек. Там расположено два крупных рыбообрабатывающих предприятия, принадлежащих российским частным компаниям. Безусловно, необходимо будет проработать вопросы, связанные с финансовой компенсацией.
Плюс ко всему, в обмен на уступленные Японии острова Москва может ожидать сравнимый жест доброй воли со стороны Токио, например, массовые инвестиции в создание и модернизацию инфраструктуры на Дальнем Востоке, в которой он очень нуждается.
Одним из способов решить этот вопрос может стать создание специального российско-японского фонда – в который большую часть средств вложит Токио – для выделения денег на строительство дорог, мостов, аэропортов, энергосистем и другой жизненно важной инфраструктуры в российских восточных регионах. Россия не может позволить себе массовые инвестиции, необходимые для стимулирования развития своего Дальнего Востока.
Хотя Москва поддерживает китайскую инициативу "Один пояс, один путь ", китайцы не торопятся вкладывать деньги в российскую инфраструктуру. Крупная сделка с Японией может стать единственным реальным шансом для России модернизировать дальневосточные территории. А опыт юго-восточных азиатских стран показывает, что японцы всегда много и качественно инвестируют в инфраструктуру.
Некоторые аналитики сомневаются, что Москва серьезно настроена на заключение сделки с Токио. По их мнению, Владимир Путин играет с Абэ, обещая ему территориальный компромисс, при этом расширяя возможности получения экономических выгод от Японии и надежды на ослабление американо-японского сотрудничества. Однако премьером Японии тяжело манипулировать даже такому опытному политику как Путин. Абэ, который дольше всех своих предшественников занимает пост премьер-министра, сам искушенный политический игрок.
Конечно, то, что после переговоров Абэ и Путина в Москве 22 января не последовало никаких официальных заявлений о существенном прогрессе, не означает, что переговоры обречены. Максималистские требования России к Японии – полное признание Токио итогов войны и пересмотр Японией своих союзнических отношений с США – это часть обычного процесса ведения переговоров, когда в начале стороны запрашивают наибольшую цену.
Если Япония согласится снять претензии на Итуруп и Кунашир, предоставит России гарантии, что Шикотан и Хабомаи не будут милитаризованы, и подтвердит регулярные вливания японского капитала в российскую экономику и инфраструктуру, скорее всего, Москва пойдет на сделку.
Со своей стороны Россия может предложить японским гражданам и бизнесменам привилегированный доступ на Итуруп и Кунашир, в том числе предоставление рыболовных лицензий в окрестных водах. Но даже если Москва и Токио найдут взаимоприемлемые дипломатические формулы и заключат сделку, они все равно столкнуться с необходимостью обеспечить ей поддержку среди своих граждан. По опросам населения, только 17% россиян поддерживают территориальный компромисс с Японией.
Удастся ли Путину и Абэ довести переговоры до успешного конца и заключить мирный договор и тем самым решить долгий территориальный спор – покажет время. Но то, что сейчас открылось окно возможностей, пусть и наполовину, бесспорно.