На встрече Владимира Путина и Ильхама Алиева в Сочи, президенты впервые публично обозначили долгосрочную повестку: подписан план действий до 2024 года в виде "дорожных карт" по пяти направлениям. Подписанный пакет из 15 документов демонстрирует дальнейшее существенное смещение фокуса совместного приложения сил в сторону механизмов тонкой настройки: теперь задействованы не только министерства, но и госфонды, агентства развития, отдельные концерны, банки. Обрела зримые черты в прикладном плане и новая сфера взаимодействия - элементы цифровой экономики. Подписан меморандум о сотрудничестве в области интеллектуальных (цифровых) систем на транспорте.
Как охарактеризовать нынешнее состояние двустороннего взаимодействия? Используя термины прозвучавшие на брифинге "плотное партнерство" (Владимир Путин), и "интеграционные связи" (Ильхам Алиев: "Мы ожидаем укрепления интеграционных связей и создания еще лучших предпосылок для сотрудничества между нашими компаниями"). "Плотное партнерство" РФ-Азербайджан почти догоняет уровень взаимодействия России с Казахстаном, разница только в масштабах и наличии надсубъектных интеграционных механизмов.
Такой вывод можно сделать из меморандума по пяти "дорожным картам", составляющим план действий по развитию ключевых направлений сотрудничества до 2024 года. В качестве перспективных направлений выделены:
- создание наиболее благоприятных условий в торговле для развития взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества;
- увеличение транзитно-транспортного потенциала на российско-азербайджанских участках международных транспортных коридоров с использованием технологий интеллектуальных транспортных систем;
- создание совместных производств в перспективных отраслях национальных экономик и экспорта для их диверсификации и решения задач в области инновационного развития;
- развитие взаимодействия по внедрению инновационных подходов в области государственного управления, в том числе современных цифровых технологий в бюджетно-налоговой сфере, обмен опытом и сотрудничество по применению передового программного обеспечения для использования в государственном секторе;
- расширение сотрудничества в гуманитарных областях, включая молодежную политику, образование, спорт и туризм.
Теперь, собственно, перейдем к анализу подписанных документов. Выделим основные и новые темы.
Цифровая повестка
В перспективе 2025 новая технологическая волна серьезно изменит ландшафт мировой экономики. Достаточно посмотреть список встреч Алиева на Давосе - преимущество отдается главам технологических компаний (Cisco, Palantir Technologies и другим подобным). Причем здесь присутствует не просто консультация относительно перспектив вложения Азербайджана в их акции или перспектив внедрения в экономику страны технологий big data, интернета вещей, умных городов и так далее. Реализуются практические инициативы, важные на текущий момент. К примеру, переговоры с французским концерном Thales International, которые Алиев начал в Давосе в 2016 году, привели в этом году к организации на бакинском аэроузле Центра эффективности использования воздушного пространства ASEC. Он стал ключевым связующим узлом при планировании потоков воздушного движения между европейским Центром управления воздушных потоков (Евроконтроль) в Брюсселе и Центром управления воздушных потоков в Сингапуре. Благодаря ASEC Азербайджан будет играть роль стратегического партнера как Евроконтроля, так и азиатского Центра планирования потоков воздушного движения.
Компания Cisco с 2018 года взаимодействует с Министерством транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана в деле разработок технических решений для систем новых почтовых услуг, в сфере интеллектуального управления транспортом, в обеспечении кибербезопасности, развитии широкополосных услуг и повышения кадрового потенциала в области IT.
Российские цифровые компании, пока не имеют сопоставимого влияния на азербайджанскую экономику, за исключением соглашений с "Лабораторией Касперского" и Яндексом. При этом развитие цифровой экономики - один из самых масштабных из 13 нацпроектов российских "Национальных целей 2024". На него запланировано до 1,31 трлн рублей (около 200 млрд рублей в год).
Кроме расширения коммуникационных сетей, в российской программе сделана ставка на развитие "сквозных" цифровых технологий: обработка "больших данных", искусственный интеллект, создание компонентов робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей и т.д.
Такие новации планируется применить в сферах здравоохранения, создания "умных городов" и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность.
Будет создано не менее 10 национальных компаний-лидеров высокотехнологичных предприятий, развивающих "сквозные" технологии и управляющих цифровыми платформами, которые будут работать на глобальном рынке и формировать вокруг себя систему стартапов, исследовательских коллективов и отраслевых предприятий.
Программа будет способствовать согласованному развитию цифровой экономики на территории стран ЕАЭС и СНГ, потребует от них тесного взаимодействия в кооперации с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в формате ШОС.
В рамках ЕАЭС и СНГ предусматривается создание интегрированной информационной системы и правовых рамок трансграничного "пространства доверия". Предполагается, что Азербайджан станет активным участником этого процесса.
Очевидно, происходит формирование принципиально новых рынков товаров и услуг, появятся не только новые глобальные лидеры, но и новые региональные центры. Баку хотел бы также оказаться в этом движении лидеров, найдя в нем собственное место. Аналогичная задача, но в ином масштабе, стоит перед Россией. Как сказал Владимир Путин на встрече с российским бизнесом, "сегодня карты сдаются по новой". Россия имеет больше возможностей догоняющего технологического развития, а по отдельным сферам еще может успеть в последние строчки группы лидеров. Но учитывая темп изменений, с точки зрения стран "нового технологического ядра", постсоветское пространство одинаково отстало от темпов научно-технической революции. Азербайджан находится в позиции потребителя этих достижений, и в равной мере готов на сотрудничество как с западными лидерами (Cisco), так и с российскими ("Лаборатория Касперского", Яндекс). В свою очередь, развитие электронных торговых площадок, углубленное внедрение инноваций на стыке госуправления и коммуникаций, будет влиять на изменение облика власти, что должно позитивно отразиться на бизнес-среде и предпринимательском духе граждан.
Таким образом, цифровая революция кардинально затронет двусторонние отношения. Новый министр сельского хозяйства Азербайджана до своего назначения был руководителем многофункциональной службы госуслуг "ASAN", что лишний раз подчеркивает тенденцию прихода цифровой эры в наиболее традиционную сферу экономики. Один из примеров развития электронной торговли в Азербайджане - портал Azexport (начал действовать с января 2017 года), созданный по типу китайских торговых площадок. На конец марта 2018 года он принял заказы на сумму в $660,6 млн из десятков стран. По общему объему заявок за первые три месяца 2018 года лидирует Россия (18,4% всех заявок).
Очевидно, в ближайшие годы получат развитие электронные торги, торгово-закупочные сайты и иные формы организации взаимодействия между поставщиками и потребителями России и Азербайджана. Имеет смысл продумать создание совместной "дорожной карты" развития коммерческо-государственных "стыков" цифровой экономики двух стран (включая обмен данными участников экономической деятельности через филиалы многофункциональных центров госуслуг).
В ходе встречи в Сочи был подписан меморандум о сотрудничестве в области интеллектуальных (цифровых) систем на транспорте (ИТС). Это новая сфера экономики, включающая спутниковые системы навигации, беспилотные автомобили разного уровня автономности, цифровые 3D-карты, производство цифровых знаков и меток на одежду для более четкого распознавания пешеходов. Их введение не требует существенных инвестиций, но организационные усилия необходимы, и сейчас самое время их приложить совместными усилиями России и Азербайджана.
Поддержка малого и среднего бизнеса
Подписано соглашение между российской Корпорацией по развитию МСП и азербайджанским Агентством развития малого и среднего предпринимательства, которое теперь работает по принципу "единого окна". В перспективе это также станет существенным механизмом точечного взаимодействия субъектов экономики двух стран.
России и Азербайджану нужна комплексная программа двустороннего сотрудничества, стыкующаяся с несколькими дорожными картами развития азербайджанской экономики, в частности по агропереработке, по логистике, транспортной доставке и поддержке малого среднего бизнеса. На уровне ведомств имеет смысл в рамках линии сотрудничества РЭЦ (Российский экспортный центр) с Azpromo и на уровне агентства Abad формировать готовые бизнес-планы по этим отраслям для пакетного инвестирования малого-среднего бизнеса в эти точечные проекты. Первый шаг в этом направлении сделан - Торговое представительство РФ вместе с представительством РЭЦ в Баку планирует провести серию обучающих семинаров для экспортеров.
Взаимное субсидирование экспорта
По итогам встречи в Сочи, SOCAR, РЭЦ и Газпромбанк подписали соглашение для совместной реализации проектов в сфере поддержки экспорта из России. Как следствие, будет осуществляться ответная поддержка экспорта Азербайджана в РФ. Нужны перекрестные проекты, когда, например, в сфере строительства в России увеличиваются подряды для азербайджанских строителей, а Азербайджан, в свою очередь, закупает российские облицовочные, кровельные материалы и покрытия для реализации своих проектов в РФ. При этом взаимные госконтракты должны учитывать рост новых предприятий Азербайджана, которые не должны быть "задушены" импортом. К примеру, производство цемента выросло в Азербайджане на 24,3%, бетонных конструкций на 64%, стекловолокна на 76,1%, кирпича – на 48,4%, готовой бетонной смеси – на 96,8%. Все это факторы показывают возможность выхода отрасли на экспортный уровень. Тем самым, в духе времени повысится эффективность партнерства и его качество.
Развитие автосборки
К действующим совместным проектам, типа сборки КамАЗов в Гяндже, в сфере автосборки хорошие перспективы может показать проект холдинга ГАЗ с "Азермашем", подписанный на встрече в Сочи: создание локальной сборки автомобилей в Азербайджане мощностью до 1 тыс. машин в год. В среднесрочной перспективе российский концерн рассчитывает занять 50% рынка коммерческого транспорта Азербайджана (в 2017 году продано 525 машин). По мнению экспертов, за счет хорошей логистики новая производственная площадка может стать стартовой для поставок в Казахстан, Узбекистан и Туркмению.
Развитие туризма
Около трети въезжающих в Азербайджан - граждане России. Значительную часть этого потока формируют миграция и семьи диаспоры. Однако рост именно турпотока, людей ничем не связанных с Азербайджаном, заметен невооруженным глазом. Каковы ресурсы госрегулирования этой сферы совместной экономики?
Согласно рабочей версии федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)" прикаспийские субъекты РФ - Дагестан, Калмыкия, Астраханская область - станут частью нового туристического проекта "Каспий". Согласно программе к 2025 году в 35 субъектах страны будут созданы 45 кластеров, в которых будут работать почти 28,6 тыс. человек. Все эти кластеры образуют 15 крупных инвестиционных туристских проектов, в том числе и "Каспий".
В соответствии с Концепцией, на территории кластера будут сосредоточены предприятия и организации, интегрированные в общую логистическую схему и занимающиеся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Программой предусматривается создание и модернизация туристских объектов, капитальное строительство и реконструкция инфраструктуры (дороги, аэропорты, вокзалы), а также изучение и оценка туристского потенциала регионов.
Азербайджан можно стыковать с российскими программами несколькими способами: непосредственно создавая совместные турпродукты, объединяющие несколько зон, для потребителей в дальнем зарубежье; стимулировать взаимный поток туристов; и наконец, предлагать Баку инвестировать в российскую туриндустрию. Это уже показало результат на примере курортов Северного Кавказа (Кисловодстк, Пятигорск).
Подведем итог. В перспективе 2025 года мы получаем следующую ситуацию. В рамках новой технологической и цифровой революции Москва и Баку будут находить возможности запускать соответствующие духу времени проекты модернизации, создавать новые типы производства, улучшать те практики, которые сложились на прежних уровнях многолетнего взаимодействия, как например, в той же аграрной сфере, внедряя в нее новые технические решения. Опорными направлениями будущего десятилетия между Москвой и Баку станут промышленность, инновации и малый бизнес. И конечно, по-прежнему, наиболее прибыльными для бюджетов двух стран останутся совместные проекты в нефтегазовой отрасли. После встречи в Сочи к известным пакетам ЛУКОЙЛа в Шахдениз, добавились планы совместной разработки блока "Гошадаш".