Вестник Кавказа

Превратится ли обсуждение Избирательного кодекса Армении в торг?

2 апреля на рассмотрение парламента Армении будет представлен проект нового Избирательного кодекса (ИК), одобренного правительством. Проект составлен в соответствии с принятыми на референдуме 6 декабря 2015 года конституционными изменениями. Он предусматривает отказ от мажоритарной и переход к пропорциональной избирательной системе. Проект является куда более жестким, нежели действующий ИК. Оппозиция не довольна тем, что власти при разработке проекта проигнорировали ее требования. Оппозиционные фракции "Армянский национальный конгресс" (АНК), "Наследие" и "Страна законности"  выдвинули следующие требования: опубликовать имена граждан, принявших участие в голосовании, очистить раздутые списки избирателей, чтобы исключить повторное голосование, применить в день голосования способ пометки пальцев чернилами, в день выборов вести видеосъемку на избирательных участках. По убеждению оппозиционеров, выполнение этих условий обеспечит механизм контроля за фальсификациями.

Власти говорят о готовности к открытому диалогу с оппозицией и НПО, но на деле оказывают серьезное сопротивление их предложениям.

Так, вместо публикации списков проголосовавших избирателей предлагается регистрация избирателей с помощью электронной системы. Но очевидно, что электронная система не решает проблемы фальсификаций.

Власти считают, что обнародование списков станет нарушением тайны голосования, а значит и нарушением прав человека. Но регистрация в этих списках означает лишь то, что гражданин получил избирательный бюллетень.

Власти пытаются манипулировать понятием тайны голосования. Но это не соотносится с регистрацией в списках пришедших на выборы граждан.

Еще одним аргументом властей стала ссылка на решение Конституционного суда (КС) Армении о нарушении принципов конфиденциальности при публикации списков проголосовавших лиц. Но КС никогда не принимал решения, запрещающего публиковать списки.

Усиливающееся противостояние между властью и оппозицией обусловлено тем, что проект предопределяет будущую конфигурацию политического поля. От формата ИК зависит как перспектива оппозиции пройти в будущий парламент, так и возможность властей добиться заветной цели - сформировать большинство в НС. "Основная задача реального автора проекта - президента Сержа Саргсяна - сформировать стабильное политическое большинство. Если ИК будет утвержден в нынешнем его виде, то можно с уверенностью сказать, что правящая Республиканская партия Армении (РПА) в очередной раз проведет "свободные" и "справедливые" выборы",- считает правозащитник Артур Сакунц.

Между тем, в этом процессе, помимо властей и оппозиции, есть еще и третий игрок - европейские институты, представители которых не раз призывали армянские власти достичь консенсуса с оппозицией по проекту нового ИК. Своей оценки по проекту ИК еще не дала Венецианская комиссия. А БДИПЧ/ОБСЕ в заключительном докладе относительно голосования на референдуме 6 декабря, подвергла резкой критике весь процесс организации выборов, включая предвыборную гонку, день голосования, подсчет голосов и механизмы обжалования итогов референдума. Этот доклад поддержала и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.

Все это создает неблагоприятный фон для правящей элиты, которая стремится проигнорировать оппозицию, особенно по части вопросов, непосредственно связанных с используемыми на выборах механизмами сохранения власти.

Возможно, именно результатом давления со стороны европейских организаций стало неожиданное согласие властей на предложение оппозиции обсудить проект ИК в формате "4+4+4" (4 представителя от власти, включая РПА и АРФД, по одному представителю от оппозиционных фракций - "АНК", "Наследие", "СЗ" и "Процветающая Армения", а также 4 представителя от неправительственных организаций).

"Наша цель - создать политический процесс, обеспечивающий такое мощное давление, при котором власти будут вынуждены принять наши предложения. Однако нет никаких гарантий, что власти учтут наши требования. Успех возможен лишь, если мы создадим единую платформу, заручимся поддержкой общества, гражданского общества и международных организаций",- заявил глава фракции "АНК" Левон Зурабян.

Однако фактору единой платформы противостоит философия властей. Не исключено, что ряд жестких пунктов нового ИК внесен специально, ведь изъяв эти положения по требованию оппозиции или НПО, правящая РПА создаст видимость консенсуса и способности к компромиссу со своими оппонентами. Власть установила высокую планку и, тем самым, обозначила место для торга. В результате торга она может пойти на некоторые уступки, но лишь до той черты, которая определяет правила игры в ходе избирательных процессов. Точнее, власть сделает все от нее зависящее, чтобы не выполнить требований оппозиции, которые направлены на развал машины фальсификаций.

По мнению экспертов, пунктами вокруг которых может быть достигнут реальный консенсус, могут стать положения нового ИК о том, что на каждом участке не могут одновременно находиться более 8 местных наблюдателей и представителей СМИ; о том, что отныне не только международные, но и местные наблюдательские организации могут участвовать в выборах исключительно в случае приглашения президента, премьер-министра, председателя Национального собрания или ЦИК.

Вопрос в том, какая тактика возьмет верх - системное давление на власти со стороны оппозиции и поддерживающего ее гражданского общества или тактика торга властей.

22345 просмотров