Вестник Кавказа

Подход ”Меркози” к Турции снова набирает силу в Европе

Al Monitor

В этом месяце Турция и ЕС снова попытаются нормализовать отношения в ходе саммита на болгарском черноморском курорте Варна. Однако перспективы положительного результата кажутся незначительными, поскольку проблемы, вызвавшие разногласия, продолжают обостряться. Как пишет Al-Monitor в статье Upcoming summit unlikely to restart Turkey’s EU progress, саммит в Варне, к проведению которого Анкара призвала год назад, может даже не состояться из-за последних противоречий между Турцией и членом ЕС Кипром по поводу права на разведку газа. Если саммит все-таки состоится 26 марта, на нем встретятся президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Европейского совета Дональд Туск, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент Болгарии Бойко Борисов в качестве ротационного председателя Совета Европейского союза. 

Борисов уже настроен пессимистично. 23 февраля накануне неформальной встречей лидеров ЕС в Брюсселе он заявил, что саммит в Варне станет ”тяжелым опытом с ожиданиями и напряженностью”, поэтому он "не ожидает согласия по обсуждаемым вопросам". 

Очередной кризис в отношениях между Турцией и ЕС разразился в середине февраля, после того, как Анкара отправила военные корабли, чтобы не дать кипрско-греческой администрации, нанятой итальянской нефтяной компанией ENI начать разведку скважины, расположенной на юго-востоке Кипра. Анкара не признает особую экономическую зону, которую кипрско-греческая администрация объявила в одностороннем порядке, заявив, что киприоты-турки также имеют право на долю природных ресурсов острова, которые не могут быть использованы до тех пор, пока не будет решена проблема Кипра.

ЕС поддерживает Кипр и выступает против Турции в споре. ”Эти действия противоречат обязательствам Турции в установлении добрососедских отношений и нормализации связей со всеми государствами-членами, - сказал Туск после неформального саммита ЕС 23 февраля. - Мы готовы сотрудничать с Турцией, и на мартовском Европейском Совете решим, созданы ли все условия для того, чтобы провести встречу лидеров с Турцией в Варне 26 марта”.

Другие проблемы, связанные с размыванием связей, включают состояние демократии и прав человека, а также тюремное заключение граждан ЕС по обвинению в терроризме, которые, по мнению европейской стороны, сфабрикованы.

Несмотря на предупреждение Туска, дипломатические источники, с которыми связался Al-Monitor, считают, что саммит в Варне состоится, поскольку стороны должны поддерживать диалог по важнейшим вопросам. Наиболее важный из них - предотвращение неконтролируемого потока беженцев и мигрантов с Востока в Европу, борьба с терроризмом, обеспечение энергетических маршрутов, сохранение огромных экономических интересов и, в конечном счете, сохранение членства Турции в НАТО в качестве оплота против "региональных неопределенностей".

Усилия Турции и Германии по преодолению напряженности последнего года, увенчавшиеся недавним визитом премьер-министра Бинали Йылдырыма в Берлин для переговоров с канцлером Ангелой Меркель, также отражают признание необходимости поддерживать диалог между Анкарой и европейскими столицами. Турция, однако, хочет, чтобы этот диалог основывался на ее ключевом требовании членства в ЕС.

Министр иностранных дел Мевлут Чавушоглу объяснил позицию страны в статье для The Telegraph на прошлой неделе. ”Давайте правильно оценим ситуацию: без Турции Европа останется открытой и уязвимой. Стороны должны подготовить свое население к положительному решению в отношении членства Турции, а не спекулировать на проблема экстремистов, которые угрожают переопределить политический центр в большинстве европейских стран”.

Он явно имел в виду европейских политиков, которые утверждают, что Турции нет места в Европе. Чавушоглу подчеркнул одно из ключевых ожиданий Анкары от ЕС - либерализация виз для турецких граждан. Туркам была предложена возможность безвизового въезда в Европу в рамках соглашения о миграции, согласованного между Анкарой и ЕС в марте 2016 года, в случае если Турция будет соответствовать 72 критериям. 

Анкара заявляет, что выполнила большую часть требований,  но отказывается изменить свое антитеррористическое законодательство в соответствии с требованиями ЕС. ЕС хочет, чтобы Турция исключила из своего действующего законодательства действия, которые в Европе оцениваются как свобода слова. Однако в Анкаре считают, что соблюдение требования ЕС ослабит государство в борьбе против терроризма. 

Терпимый подход Европы к сторонникам РПК и возражения по поводу действий Турции в Сирии в отношении Отрядов народной самообороны, которые, по мнению Анкары, являются филиалом РПК, рассматриваются как европейская поддержка курдского терроризма. Многие турки считают, что ЕС использует вопрос о либерализации виз турецким гражданам, чтобы гарантировать избежание наказания для сторонников и членов РПК, которых Анкара обвиняет в попытке организации  государственного переворота летом 2016 года.

Большинство турок сегодня также считают, что ЕС никогда не собирался предоставлять Турции членство в союзе, даже если бы Анкара провела все необходимые реформы.

Галип Далай, приглашенный сотрудник в Центре Брукингса в Дохе, подчеркнул, что турецкая правящая Партия справедливости и развития в 2002-2007 годах провела серьезные реформы, которые были вознаграждены со стороны ЕС началом переговоров о членстве в 2005 году: "Но радость по поводу новой фазы отношений сошла на нет после того, как к власти пришла в Германии пришла Ангела Меркель, а во Франции Николя Саркози. Вместо того, чтобы сосредоточиться на объективных критериях, которые Турция должна была выполнить для членства, Меркель и Саркози отвергли перспективу членства Турции в ЕС с точки зрения идентичности".

Подход ”Меркози”, как стало известно, подразумевал ”специальное партнерство” для Анкары вместо полного членства, чтобы сохранить ”привязанность к Европе”, исходя из прагматических соображений. Анкара с самого начала отвергала эту идею, но подход ”Меркози” снова набирает силу в Европе.

Теперешний президент Франции Эммануэль Макрон подчеркнул эту тенденцию после встречи с Эрдоганом в Париже в январе. ”Мы должны переосмыслить эти отношения не в рамках интеграционного процесса в ЕС, но, возможно, в качестве сотрудничества и партнерства”, - сказал Макрон журналистам после переговоров с Эрдоганом. Он добавил, что главная цель должна состоять в том, чтобы сохранить Турцию как члена НАТО ”на якоре” в Европе.

Вышедший на пенсию турецкий дипломат Юнал Чевикёз, являющийся членом парламентской ассамблеи оппозиционной Республиканской народной партии, не ожидает большого успеха в Варне: "Будет возможность сделать несколько фотографий, которые Эрдоган, Туск и Юнкер покажут, чтобы продемонстрировать, что диалог не прерван. Вопрос о членстве Турции в ЕС фактически ушел с повестки дня из-за политической ситуации в Турции. Однако Туск и Юнкер могут затронуть вопрос о новом соглашении между Турцией и ЕС, которое не будет предусматривать членства, но удержит Турцию в Европе”.

Что касается возможной отмены саммиты в Варне из-за кипрского вопроса, Чевикёз сказал, что подобное развитие событий будет означать серьезный разрыв между Турцией и ЕС, чего не хочет ни одна из сторон.

19620 просмотров