"Дорожная карта" по мирным переговорам с "Талибаном" (организация, запрещенная в РФ) готова. Такое заявление сделал вчера в Женеве президент Афганистана Ашраф Гани на международной конференции по Афганистану. Кабул полон решимости начать диалог с представителями талибов и добиться успеха. Усадить противоборствующие стороны за стол переговоров удастся после серии встреч, которые проходили сначала в Ташкенте, а затем в Москве. Правда, представители "Талибан" отметили, что пойдут на переговоры с официальной афганской властью только после согласования с США графика вывода иностранных войск. Эксперты считают, что талибы начинают торг.
Евросоюз выделил Афганистану более полумиллиарда долларов на поддержку политических и социальных реформ. Соглашение о предоставлении помощи Кабулу было подписано вчера в Женеве. По мнению экспертов, это должно подтолкнуть официальную афганскую власть и оппозицию в лице "Талибана" к началу переговорного процесса по урегулированию ситуации в Афганистане.
Президент Гани пообещал в ближайшее время приступить к диалогу с оппонентами. Он сообщил, что уже сформирована группа из 12 переговорщиков и возглавит ее руководитель его администрации Абдулла Саамам Рахими. От талибов в переговорах примут участие глава Катарского представительства талибов Шер Мохаммад Аббас Станикзай, его заместители Абдусалам Ханафи и Шахабуддин Дилавар, а также члены офиса талибов в Катаре Зия-ур-Рахман Мадани и Мохаммад Сохейл Шахин. Они же приезжали на конференцию в Москву и закрытые переговоры в Ташкенте. "Вооруженные группировки, связанные с транснациональными преступными и террористическими организациями, к переговорам допущены не будут", – заявил Ашраф Гани.
Между тем ситуация в Афганистане стремительно ухудшается. За последний месяц в Кабуле произошло несколько атак, повлекших гибель сотен мирных жителей. 25 ноября не менее 20 сотрудников полиции погибли, когда их автоколонна попала в засаду боевиков-талибов в провинции Фарах, сообщило Associated Press.
Площадкой для межафганских переговоров может стать Ташкент, которому США делегировали часть проблемных вопросов по Афганистану. Узбекистан имеет свою стратегию по Афганистану еще с конца 1990-х годов, и она никогда не менялась. Основные ее принципы: избежать военного решения, наладить политический диалог, уменьшить влияние внерегиональных стран на Кабул и внутриафганское урегулирование, сделать упор на экономику. Поэтому у Узбекистана есть серьезные шансы стать модератором во внутриафганском урегулировании.
Эксперт по Афганистана Касым Бекмухамедов считает, что главная роль Узбекистана заключается в представлении площадки для переговоров и других встреч. "Международная министерская конференция "Афганистан – путь к мирному будущему", прошедшая 26-27 марта 2018 года в Ташкенте, с точки зрения участия ключевых международных игроков, включая Россию, США и Китай, была успешной.
Кабул полностью поддерживает инициативу Ташкента. Из всех стран региона Узбекистан имеет больше опыта содействия мирному процессу в Афганистане. В 1999 году в Ташкенте проходила встреча контактной группы "6+2" на уровне заместителей министров иностранных дел стран-соседей Афганистана, а также России и США, при участии представителей противоборствующих сторон, в том числе талибов. Конечно, роль, которую играет Узбекистан, очень важна, но даже при поддержке США усилий Узбекистана не стоит ожидать, что на ташкентской переговорной площадке (или московской) могут быть приняты какие-то судьбоносные решения по Афганистану. Потому что в ближайшие годы в вопросах афганского мира первую скрипку по-прежнему будут играть США. Дело в том, что реально талибы из всех тяжеловесных игроков, причастных к процессам в Афганистане, предпочитают иметь дело с США – от американцев можно получить больше, чем от других", – сказал "Вестнику Кавказа" Бекмухамедов.
Заместитель директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко считает, что Ташкент сумел предложить новый подход к проблеме "легализации" "Талибана" и его "вхождению во власть" – через участие талибов в серьезных экономических проектах, в частности ТАПИ. С этим негласно согласились в Пекине, Исламабаде и Нью-Дели. "За сравнительно короткий срок узбекской дипломатии удалось много достичь на этом направлении. И инициатива Москвы (конференция по Афганистану в Москве – "ВК) на пике активности Ташкента была встречена в этих столицах с недоумением. "Есть конкретные договоренности, усилия Узбекистана не вызывают отторжения, Кабул и "Талибан" идут с Ташкентом на контакт! Для чего нужна активность Москвы?" – задавались вопросом в Китае, Индии и Пакистане", – сказал "Вестнику Кавказа" Панкратенко.
Ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко сказал "Вестнику Кавказа", что перенос переговоров в российскую столицу и приезд в Москву делегации талибов 9 ноября насторожил не только американцев и официальный Кабул, но и страны, внешне более лояльно относящиеся к действиям Москвы. "Поэтому запрос на усиление Ташкента в качестве региональной альтернативы наверняка будет поддержан целым рядом стран, имеющих те или иные интересы в Афганистане и вокруг него", – считает Серенко.
Узбекистан, кроме политического диалога ведет с Афганистаном активное экономическое сотрудничество. Как заявил "Вестнику Кавказа" доктор исторических наук, политолог Рафик Сайфулин, все проекты, которые Узбекистан наметил, в силу своих ресурсов и возможностей, выполняет. Будь то приграничная торговля или поставки электроэнергии.
Кстати, с июля 2018 года поставки электроэнергии в Афганистан – увеличились на тысячу мегаватт в год. Причем цену на экспортируемую электроэнергию снизилась почти более чем на 30% – до 3,5 афгани (0,05 дол) за киловатт. В связи с увеличением поставок Узбекистан начал строительство новой линии электропередачи (ЛЭП) "Сурхан – Пули-Хумри" протяженностью 260 км, из которых 45 км проведут по территории Узбекистана. Финансирование строительства ЛЭП стоимостью 150 млн дол. будет осуществляться в основном за счет средств афганского правительства (де-факто – Международного фонда реконструкции Афганистана, контролируемого США) – 120 млн долларов. Остальные средства вложит в проект АО "Узбекэнерго". Однако еще более важным и принципиальным стали достигнутые в конце июня 2018 года между Ташкентом и Кабулом договоренности о том, что Узбекистан после подписания соответствующих документов в рамках Соглашения о разделе продукции приступит к добыче углеводородов на севере Афганистана. "Но этого очевидно недостаточно, чтобы повлиять на ситуацию в Афганистане в целом", - резюмировал Сайфулин.