Отношения Азербайджана с США при Трампе, региональные вопросы, связанные в основном урегулированием нагорно-карабахского конфликта были главными темами уходящей недели в азербайджанских СМИ.
«Запад стремится разрушить нынешнюю государственность в Армении и Азербайджане, превратив обе страны в марионеточные русофобские государства наподобие Украины», - заявил директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин, сообщает «Спутник Азербайджан». По его словам, события последних недель на Ближнем Востоке показывают, что ведущие державы региона, противостоящие международному терроризму, способны обеспечить мир на Ближнем Востоке без участия европейских стран, США и НАТО. В свою очередь, Пентагон и американские спецслужбы, не сумев стать незаменимыми в Сирии и будучи фактически вышвырнутыми из этой страны после пленения в Алеппо прибывших на подмогу террористам нескольких десятков наемников из ряда западных стран, пытаются вернуться в регион через другие каналы. Одним из таких каналов становится Израиль, который без всяких на то причин активизировал свои действия под Дамаском, другим таким каналом Запад видит некоторые кавказские республики. Эксперт считает, что «кавказский канал» входа в регион войск НАТО и прочих западных «миротворческих» организаций может быть открыт в случае очередного обострения армяно-азербайджанского конфликта по вопросу о статусе Нагорного Карабаха и судьбе прилегающих к нему территорий. Именно с этой целью, по мнению эксперта, ЦРУ вытаскивает на свет сочиненную внутри своего же ведомства «аналитическую» записку о том, что Россия якобы заинтересована в стравливании этих двух государств между собой.
Владимир Лепехин
В свою очередь, в Баку все критикуют деятельность Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Так заместитель председателя Милли Меджлиса Бахар Мурадова надеется на более активную работу нынешнего председателя ОБСЕ, главы МИД Австрии Себастьяна Курца, сообщает Report. «Нынешний председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц заявил, что проявит активность в урегулировании нагорно-карабахской проблемы. Мы не сомневаемся в этом. Однако приведет ли эта активность к справедливому решению вопроса?! Нас беспокоит это», - сказала Мурадова. По ее словам, Азербайджан видит, что некоторые прогнозы не оправдывают себя: «Нужно постараться добиться мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Как правило, сопредседатели Минской группы ОБСЕ стараются для этого, однако конкретных результатов нет. Мурадова подчеркнула, что Азербайджан всегда выражал обеспокоенность по поводу безрезультатности урегулирования нагорно-карабахского конфликта: «Конечно же, мы никогда не заявляли о пассивности сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Однако выражали обеспокоенность по поводу результатов. Это справедливая позиция. Как правило, сопредседатели Минской группы ОБСЕ совершают множество визитов в регион, выражают позицию в соцсети, делают заявления. Внешне вопрос выглядит довольно активным, однако, результата нет», - сказала Мурадова.
Бахар Мурадова
«Назначение новых сопредседателей от США и Франции в Минскую группу ОБСЕ может внести новые изменения в переговорный процесс по Нагорному Карабаху, и я думаю, что совместная деятельность США, Франции и России будет более плодотворной, чем раньше», - заявила Day.Az российский эксперт Дарья Гревцова. По ее мнению, приход к руководству в США Дональда Трампа, а также выборы президента во Франции скажутся на внешней политике этих стран. Судя по риторике Трампа и лидеров предвыборной гонки во Франции, во внешней политике стоит ожидать больших изменений, отметила Гревцова. По ее мнению, Европа сосредоточится на своих проблемах, а не будет заниматься чужими. Поэтому решение вопроса нагорно-карабахского конфликта, скорее всего, будет передано России, поскольку она больше всех заинтересована в снятии этой проблемы у своих границ. «Это так называемая концепция геополитической близости - когда проблему решает тот, кто находится рядом с ней и зависим от нее. Произойдет усиление российской позиции»,- сказала Гревцова.
Дарья Гревцова
Еще один российский эксперт, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков, комментируя деятельность МГ ОБСЕ, заявил, что в 2017 году США и Франция, скорее всего, будут занимать осторожную позицию в отношении карабахского урегулирования. По мнению политолога, не стоит забывать, что полномочия представляющего США Ричарда Хогланда носят временный характер. А Стефан Висконти может быть заменен Францией после президентских выборов в этой стране, первый тур которых пройдет в апреле 2017 года, сообщает Day.az. «Многое будет зависеть от того, какую линию в отношении нагорно-карабахского конфликта выберет администрация Дональда Трампа и команда пока неизвестного нового президента Франции. Пока вероятнее всего, что в течение 2017 года оба эти государства будут занимать осторожную позицию в отношении карабахского конфликта», - отметил собеседник агентства. «У Дональда Трампа, теоретически, есть повод обратить внимание на карабахский конфликт. От избранного президента США ждут более жесткого давления на Иран. Проявить более явный интерес к Южному Кавказу - один из способов заставить Тегеран понервничать. Но для этого Вашингтону вовсе не обязательно всерьез участвовать в процессе карабахского урегулирования. Трамп в 2017 году вполне может проявить интерес к региону, посетить Баку и Ереван, даже затронуть карабахскую проблему в своих заявлениях. Но пока ему куда выгоднее прощупывать почву», - сказал Нейжмаков.
Михаил Нейжмаков
Портал newtimes.az опубликовал статью заместителя заведующего отделом внешних связей администрации президента Азербайджанской Республики Арастуна Хабибейли о перспективах урегулирования карабахского конфликта. Автор пишет, что урегулирование – самая большая задача, стоящая перед внешней политикой Азербайджана. «Этот конфликт, переступив даже региональный масштаб, представляет угрозу для политической конфигурации в более глобальном географическом пространстве. В то же время, армянская сторона пытается обмануть мировую общественность, утверждая, что в основе этого конфликта лежит религиозный фактор, и ведет в этом направлении широкую пропаганду. К большому сожалению, эта ложь, призванная скрыть основную суть конфликта – необоснованные территориальные претензии, поддерживается определенными кругами на Западе», – говорится в статье.
Автор напоминает, что в 2016 году появились и мирные инициативы, а это напрямую связано с отношением сторон к решению конфликта. Так, если Азербайджан открыто проявляет свою конструктивную политику, а президент Ильхам Алиев заявил, что Нагорному Карабаху может быть представлен самый высокий статус автономии в составе Азербайджана, что является принципиальной позицией Азербайджана, то «находящаяся у власти в Армении военная хунта использует конфликт как средство удержания власти». «Тем самым она, срывая переговоры и в решающие моменты устраивая провокации, вызвала недовольство даже армянской общественности. Искусственное затягивание решения конфликта, давление военной хунты опротивело армянской общественности, переживающей к тому же большие экономические трудности», - говорится в статье. По мнению автора, именно эти факторы в конце прошлого года побудили армянских сторонников мира сбежать из Армении и, найдя убежище в Азербайджане, выступить с совместной инициативой «Миротворческой платформы».
Иван Сухов
События, происходящие на Ближнем Востоке, а также их влияние на кавказский регион также нашли отражение в азербайджанских СМИ. Так, российский политический обозреватель Иван Сухов заявил порталу Vesti.Az, что Турция подтвердить статус ведущей региональной державы. «Израиль – ключевая страна региона. Тактически Турции сейчас как никогда важно взаимопонимание с Израилем относительно ситуации в Сирии», - считает эксперт. Комментируя роль Грузии в регионе и в карабахском конфликте, эксперт не согласился с мнениями некоторых своих коллег о том, что Грузии невыгодно решение этого конфликта. «Определенно, для Грузии партнерские отношения с Азербайджаном важнее и значительнее, чем отношения с Арменией, и часть грузинской политической элиты сочувствует азербайджанской позиции по Карабаху – особенно в свете известной общности территориальных проблем. Но ставить вопрос о том, что Грузии решение конфликта в Карабахе не выгодно, некорректно. Прежде всего, потому, что в вопросе не уточняется, какое именно это решение», - уверен эксперт.
«Решение карабахской проблемы военным путем для Грузии объективно невыгодно: она заинтересована в сохранении партнерских отношений с Арменией и в возобновлении как минимум экономических отношений с Россией. Война в Карабахе не только сломает отношения Грузии с Арменией, но и может спровоцировать конфликт в Джавахетии, особенно если Грузия попытается принять в конфликте сторону Азербайджана даже путем заявлений о поддержке, не говоря уж об участии в военной логистике. С учетом того, какой интерес к конфликтному потенциалу Джавахетии существует у российских аналитиков, этот, отнюдь не самый острый из кавказских этнотерриториальных сюжетов, может быстро превратиться для Грузии в экзистенциальный вызов», - отметил эксперт, предположив, что Грузия в армяно-азербайджанском конфликте попытается и дальше занимать равноудаленную позицию.
Арзу Нагиев
Отношения с Ираном, который после отмены санкций будет наращивать свой геополитический вес, также вызывает интерес СМИ. Иран любым возможным способом пытается создать вокруг себя буферную зону, приводит слова политолога Арзу Нагиева «Спутник Азербайджан». По его словам, стычки между Ираном и Саудовской Аравией происходят не в первый раз. Глава МИД Саудовской Аравии Адель Аль-Джубейр в ходе своего выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе обвинил Иран в поддержке терроризма и вмешательстве во внутренние дела стран региона. По словам Нагиева, обе эти страны испокон веков обмениваются взаимными обвинениями. А сейчас у них и вовсе имеется повод к этому, так как каждое из государств строит свои планы на Сирию и другие арабские страны. «Тегеран оказывает поддержу Башару Асаду потому, что тот является алевитом. Тогда как Саудовская Аравия – суннитское государство, и хочет оно ухода действующего президента Сирии», - считает он. Нагиев отметил, что Иран понимает, что после того как закончатся сирийские события, очередь может дойти и до него самого. Поэтому Тегеран любым возможным способом пытается создать вокруг себя буферную зонную.