Вестник Кавказа

Облако газа

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В ближайшее время в Астане состоится очередное заседание казахстано-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Казахстанская сторона намерена принципиально поставить вопрос о возвращении газораспределительной сети столицы Грузии ее законному владельцу – компании «КазТрансГаз-Тбилиси», которая с 2006 года вложила в реконструкцию сети около 108 млн долларов. Но четыре года назад, тбилисский суд ввел в компании госуправление для взыскания задолженности перед «Корпорацией нефти и газа Грузии» (КНГГ), импортирующей голубое топливо из Азербайджана. «Надо было лишь немного подождать, и компания за счет собранной дебиторки выплатила бы большую часть долга. А что касается остатка, то не исключено, что его покрыла бы головная компания “КазТрансГаз”», - сетует руководитель КТГ-Тбилиси.

С тех пор, задолженность с 40 млн дол., выросла до 43 млн долларов. Впрочем, владельцы компании утверждают, что с этим долгом не все понятно и чисто: корпорация могла подождать с выплатой, и «КазТрансГаз-Тбилиси» вскоре был бы готов погасить задолженность. Кроме того, руководство казахской компании недоумевают, почему их долг перед компанией нефти и газа был «переписан» на государство, то есть, отныне, «КазТрансГаз-Тбилиси» имеет дело не с КНГГ, а с Минфином. Непонятно также, почему специальный управляющий не перечислял средства для покрытия задолженности, а аккумулировал их на счету, полностью перечислив уже в госбюджет для покрытия процентов и штрафов от основной задолженности.

Наибольшее недоумение казахстанских инвесторов вызвало заявление министра энергетики Кахи Каладзе, пригласившего руководство «КазТрансГаз-Тбилиси» на переговоры «для решения вопроса». Но министр почему-то заявил об этом через прессу, не удосужившись направить коллегам официальное письмо с приглашением в министерство.

Спор вокруг «КазТрансГаз-Тбилиси» имеет четко выраженную межгосударственную составляющую. Грузинские власти (бывшие и нынешние) хотели бы засчитать долг казахстанской госкомпании в счет погашения суверенного долга Грузии перед Казахстаном. Но Астана недвусмысленно заявила, что такой вариант ее не устраивает. В ходе последних переговоров, в ноябре прошлого года, министр финансов Казахстана Болат Жамишев сказал грузинскому коллеге, что Казахстан готов обсуждать оба долга, но только по отдельности.

«Вестнику Кавказа» удалось выяснить суть противоречия, о котором открыто не говорит ни одна из сторон затянувшегося конфликта. В грузинских коридорах власти утверждают, что «КазТрансГаз-Тбилиси» не прочь вернуть себе компанию и обещает со временем покрыть всю задолженность, а грузинское правительство готово все вернуть, но проблема в том что «КТГ-Тбилиси» настаивает на повышении тарифа для населения, а новые власти во главе с премьером Иванишвили пойти на это никак не могут, ведь они обещали избирателям снизить тарифы на газ и электроэнергию. Причем частично уже выполнили это предвыборное обещание, снизив тариф на 10%. Естественно о повышении цены, тем более до уровня выше прошлогоднего, ни министр энергетики Каладзе, ни министр Финансов Нодар Хадури, ни сам премьер Иванишвили разговаривать не будут.

Что касается «приглашения от Каладзе», то, как поясняют источники «Вестника Кавказа», тут руководители «КТГ-Тбилиси» явно лукавят. «Они прекрасно знают, что министр энергетики не имеет права решать этот вопрос. Он находится в компетенции суда и Минфина, а неофициальное приглашение потому и является неофициальным, что Каладзе демонстрирует открытость для общения и дискуссии», - пояснил «Вестнику Кавказа» компетентный правительственный источник, не пожелавший называть свое имя. Он имел в виду, что экс-защитник «Милана» Каладзе хотел лишь продемонстрировать свою доброжелательность по отношению к инвесторам, но решать вопрос им придется с другими, «если только докажут суду свою платежеспособность».

Основная инстанция, с которой казахстанской компании придется договариваться по основному вопросу, даже не Минфин, а «Независимая комиссия по регулированию тарифов в энергетике» (НКРТЭ). Только она имеет право изменить розничную цену на газ для потребителей. Но вероятность того, что НКРТЭ примет решение вопреки мнению правительства, тем более в нынешних условиях приближающихся президентских выборов, равна нулю.

Что касается самой задолженности, то грузинская сторона недоумевает, почему для КТГ оказалось неожиданным требование предоплаты. «У Грузии ведь нет газа, мы сами покупаем газ, чтобы поставить его КТГ, а наши продавцы законно требовали предоплаты, - объясняют «Вестнику Кавказа» сведущие источники в Министерстве энергетики. – Иначе население могло остаться без газа».

Грузинская сторона утверждает, что большой объем инвестиций практически ни о чем не говорит, поскольку менеджмент действовал «бездарно и непрофессионально». При этом туманно намекают на «полезность» двустороннего интереса к изучению вопроса о расходовании средств. И никто не скрывает, что Минфин Грузии «переписал» корпоративный долг КТГ-Тбилиси на себя с целью добиться «взаимозачета» с Казахстаном по суверенному долгу.

Правительственные источники в один голос утверждают, что проблема может решиться только на политическом уровне, по соглашению между властями двух стран. Но поскольку вопрос для Астаны приобрел принципиальный характер, легко прогнозировать осложнение межгосударственных отношений и полное прекращение казахстанских инвестиций.

А ведь как хорошо все начиналось! Сразу после «революции роз» 2003 года, многоопытный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пригласил Михаила Саакашвили, чтобы не оказаться в ряду противников процесса «цветных революций», раскручивающихся в те времена на всем постсоветском пространстве. Расчет мудрого политика оказался точным: вернувшись из Астаны, грузинский лидер рассыпался в похвалах и восхищении «масштабом строительства». «Мне хотелось завернуть несколько небоскребов и захватить с собой», - не скрывал эмоций Саакашвили. Инвестиции тоже посыпались как из рога изобилия, но сейчас все они приостановлены, формально, по разным причинам, а на самом деле в виду истощения стратегического интереса Казахстана к Грузии, как части «Южнокавказского коридора» и объекта для вложения политического и финансового капитала.
29595 просмотров