Сочинская встреча российского президента Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, как и ожидалось, к прорыву в холодных российско-германских отношениях не привела. Подобная задача, вероятно, двумя лидерами в этот раз и не ставилась: они знакомы слишком хорошо и давно, чтобы не питать пустых иллюзий. Ангела Меркель, в первую очередь, была заинтересована в поддержании диалога с российской стороной по актуальным вопросам в преддверие саммита G20 в Гамбурге. И российской поддержкой она, в конечном счете, заручилась. Это был ни к чему не обязывающий, но располагающий к себе дипломатический жест Кремля, показывающего свое дружелюбие.
Президент Владимир Путин, приглашая Меркель в Сочи, желал продемонстрировать свой конструктивный настрой, и наличие этого желания в ходе совместной пресс-конференции отметила немецкая канцлер. В остальном же, Россия и Германия, лишь подтвердили уже известные позиции – в первую очередь, в том, что касается Украины, а также вопросов прав человека. Символичным является тот факт, что, после отъезда Меркель из Сочи между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом состоялась телефонная беседа, в ходе которой была достигнута договоренность о первой личной встрече на полях саммита "Большой двадцатки" в немецком Гамбурге. Сыграла ли в организации планируемой встречи свою роль Ангела Меркель, неизвестно, однако, с учетом активизировавшихся в последние месяцы американо-германских контактов, исключать этого нельзя.
Непосредственно об отмене санкций Путин и Меркель в Сочи детально не говорили, но, очевидно, что эта тема постоянно незримо присутствует на любых переговорах между Берлином и Москвой. Может ли Россия всерьез рассчитывать на ослабление санкций ЕС в обозримом будущем? Как резонно заметили обозреватели Tagesschau, в этом вопросе наряду с немцами важную, если не определяющую роль играют США. По мнению информированного эксперта-американиста из действующего под эгидой МИД ФРГ мозгового центра DGAP, Йозефа Брамла, свое последнее слово по этому вопросу администрация Трампа еще не сказала. "Сотрудники Exxon Mobil, бывшей фирмы Рекса Тиллерсона, за кулисами активнейшим образом работают над тем, чтобы санкции были ослаблены", - рассказал Брамл немецкому DLF. Эксперт считает, что, как только ослабнет внутриполитическое давление на президента Дональда Трампа из-за возможного российского влияния на президентские выборы в США, в вопросе ослабления санкций может начаться движение. Как полагает аналитик, в среднесрочной перспективе целью правительства Трампа является более тесная привязка Москвы к Вашингтону. "Из-за санкций Россия практически была брошена в объятия Китая, в то время как Китай для американских геостратегов является угрозой, которую надо подавить. И для этого США нуждаются в России", - уверен Брамл.
Впрочем, в самой Германии также существуют серьезные силы, заинтересованные в ослаблении антироссийских санкций. Издание Handelsblatt пишет, что представители германского бизнеса регулярно сигнализируют о своем интересе в ослаблении режима санкций: бизнесмены небезосновательно опасаются, что освободившуюся на российском рынке нишу займут китайские предприятия. Идею частичной или полной отмены санкций поддерживают влиятельные группы в социал-демократический партии, партия "Левые", ультраправые из "Альтернативы для Германии", а также многие сторонники Христианско-социального союза, входящего в одну фракцию с возглавляемой Ангелой Меркель ХДС. Наконец, либеральные "Свободные демократы", традиционно представляющие интересы богатой бизнес-прослойки Германии и выступающие за максимальное ограничение вмешательства государства в экономику, далеко не едины в своем мнении относительно целесообразности сохранения санкций против России. Наиболее жесткими противниками отмены антироссийских санкций в Германии считаются широко представленные в правящей ХДС трансатлантисты, которые, к слову, все еще не нащупали точку опоры в новой системе координат, сложившейся в международной политике после избрания президентом Дональда Трампа.
Таким образом, актуализация вопроса об ослаблении или же полной отмене санкций, введенных ЕС против России, зависит от нескольких факторов, среди которых доминирующим является внешняя политика США при Дональде Трампе, а второстепенным внешне- и внутриполитическая ситуация в Германии по итогам осенних выборов в Бундестаг. Причем внешняя политика новой администрации Белого дома, как показывает практика первых 100 дней президентства Трампа, зачастую трудно прогнозируема из-за недостаточной опытности правящей команды и высокой степени поляризации общества, в связи с чем внешнеполитические действия стали чрезмерно подвержены влиянию внутриполитических противоречий.
Также не следует вырывать из контекста и непосредственную причину введения санкций – ситуацию на Украине и отсутствие значимого прогресса по реализации минских договоренностей. В Москве понимают, что успокоение ситуации и реальный прогресс на пути к миру на востоке Украины неизбежно укрепят позиции в Европе и США сил, выступающих за отмену санкций против России. В этом смысле, усилия российской дипломатии сейчас направлены на позиционирование России в качестве конструктивного партнера, оказывающего максимальное возможное влияние на непризнанные ДНР и ЛНР, при одновременном представлении Украины в качестве стороны, не позволяющей реализовать минские договоренности. Такая политика нацелена на выжидание момента, когда Украина станет для ЕС и США непомерно дорогим "балластом", а потенциальные и практические плюсы от сотрудничества с Россией перевесят союзнические обязательства Запада перед проевропейской Украиной. Однако, как долго может продлиться ожидание этого момента, и наступит ли он вообще, вопрос открытый.