Вестник Кавказа

Межнациональное согласие: исцеление внутри нас

Проблема межнациональных отношений в последнее время обсуждается буквально на всех площадках, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая Общественной палатой, Госдумой и совещаниями у президента. Однако эффективных методов нормализации этих отношений и сглаживания конфликтов пока не найдено, хотя все сходятся в том, что воспитание толерантности лежит в плоскости образования, культуры, постоянного напоминания о традициях многонационального государства.

Между тем, как полагает директор Института этнологии и антропологии РАН, член совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Валерий Тишков, причиной деградации и распада государства может стать не внешняя агрессия, а внутренний разлад, обусловленный отсутствием консолидации внутри элиты.

"Необходимо обеспечить грамотное управление, сформировать общество, в котором гражданин чувствует свою ответственность, свои права и обязанности, и, наконец, нужна грамотная и ответственная элита, которая формулирует основное понимание, транслирует для населения какие-то важнейшие положения, ценности, установки. Современная наука доказывает, что общество тогда существует, когда 5%, которые составляет элита, находятся в согласии. А этого нам радикально не хватает".

Тишков заметил в России "саморазрушительную внутреннюю тенденцию": социальные условия жизни, личностные стратегии людей, включая и их поведение по части контактов, брачного поведения (заключение межэтнических браков), отношения верующих друг с другом говорят о том, что общего у россиян на порядок больше, чем различий на основе религии, языка или культуры. Однако ментальное пространство, формируемое "говорящими головами" с телеэкранов и махиной интернета трудно управляемо.

Тишков посетовал на желание поиграть темой межнациональных отношений, использовать ее в политических целях, особенно в период избирательных кампаний: "Очень часто запускается какая-то тайная линия или установка, или программа, или проект, который потом, после окончания избирательной кампании уже загнать назад невозможно. Формирование образа "других", "врагов", причем часто внутренних врагов, может довести до серьезного кризиса в одни из самых благополучных времен в жизни нашей страны".

Тишкову кажется, что в России наступил кризис понимания: "Я сам частично признался в этом лет 10-15 назад в статье "Кризис понимания России". Может быть, из-за глубины перемен, которые мы переживали последние два десятилетия, мы порой даже позитивные перемены воспринимаем как негативные".

В этом с Тишковым согласны и практикующие психологи, выяснившие, что большинство людей, причем не только в России, просто не хотят слушать хорошие новости. Им нравится негатив, дающий повод пожаловаться на жизнь. Говорят, на Западе работала одна радиостанция, передававшая только хорошие новости, и она быстро разорилась. Психологи называют это проявлением отрицательного программирования, на называемой мышления бедности, и пока отдельный человек или общество в целом не изменит свои слова, мысли и убеждения в лучшую сторону, всё будет оставаться по-прежнему.

"Может быть, есть смысл остудиться, взять какую-то паузу. Может быть, в конце концов, почувствовать, что мы несем по стране Олимпийский огонь, и это закон прекращения всяких распрей. Олимпиада, с этой символический точки зрения, уже началась. Если мы хотя бы на этот период у себя в стране не возьмем какую-то паузу смирения и спокойствия, то, наверное, нам будет трудно найти ответы", - уверен Тишков.

По его мнению, "за последние десять-пятнадцать лет Россия прошла тяжелый, но с точки зрения уровня жизни населения однозначно позитивный путь. Однако в нашем сознании прочно утвердился образ кризиса, «умирания России», старательно раскручиваемый представителями научной, гуманитарной и политической элиты. Социальные катаклизмы потрясают государства чаще всего во времена глубоких перемен в жизни людей, политического раскола элит в борьбе за власть и ресурсы, а также идеологической сумятицы среди интеллектуалов. Все эти факторы взаимосвязаны, хотя действуют по-разному. Но главное — это отсутствие базового согласия по поводу основных вещей. Если нет такого согласия среди наиболее активных слоев общества, тогда нет и самого общества, а есть только метафора «народ», от имени которого манипулируют активисты социального пространства. Но именно в этих случаях «малые» причины могут порождать большие катаклизмы".

17515 просмотров

Видео

Все видео


реклама