Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) приостановила инвестиции в иранский проект по добыче природного газа на ”Южном Парсе” в ответ на давление США и в качестве меры для минимизации напряженности на фоне торговых переговоров между Пекином и Вашингтоном. Как сообщает турецкая "Сабах" в статье China national petroleum corp suspends investment in Iran's South Pars after US pressure, ”Южный Парс” считается крупнейшим в мире газовым месторождением, и замораживание инвестиций CNPC - удар по усилиям Тегерана по поддержанию финансирования энергетических проектов в условиях повторного введения санкций США в отношении его энергетического сектора в начале этого года.
25 ноября представители Тегерана заявили, что CNPC заменила Total в качестве оператора 11 фазы на ”Южном Парсе” после того, как французская компания прекратила участие в проекте, чтобы не нарушать санкции.
Приостановка инвестиций последовала после четырех раундов переговоров в Пекине, в том числе проведенных в октябре с участием высокопоставленных чиновников США, которые призывали CNPC воздержаться от очередного финансирования в Иране.
Неизвестно, распорядилось ли китайское правительство напрямую о прекращении инвестирования, но источники сообщили, что это политически разумно в условиях торговых переговоров между Китаем и США.
”Китай считает, что отношения с США имеют первостепенное значение. Как государственная организация CNPC будет избегать каких-либо нежелательных проблем в этих отношениях, поскольку ведутся торговые переговоры между США и Китаем”, - сказал источник, которому известна глобальная стратегия CNPC.
Total была первой глобальной энергетической корпорацией, вернувшейся в Иран после отмены ранее введенных санкций в результате усилий США, России, Китая, Франции, Германии, Великобритании, Европейского союза и Ирана, которые привели к заключению пакта об ограничении ядерной программы ИРИ в конце 2015 года.
США вышли из СВПД в мае и вновь наложили санкции, поскольку соглашение, по мнению Вашингтона, не ограничивало иранскую программу баллистических ракет и не оказывало должного давления на ИРИ с тем, чтобы она прекратила поддерживать своих союзников в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене. Источник сообщил, что у Ирана есть 120 дней, чтобы рассмотреть участие CNPC в ”Южном Парсе” и решить, сохранить ли китайскую компанию в качестве неактивного инвестора или отменить сделку.
Два представителя министерства нефтяной промышленности Ирана, с которыми связался Reuters, отказались от комментариев. Согласившись приостановить участие в деятельности ”Южного Парса” CNPC убедила США в том, что им необходимо продолжать инвестировать в нефтяные месторождения ”Северный Азадеган” и ”Масджеде-Солейман” (MIS), чтобы окупить миллиарды долларов, потраченных по компенсационным соглашениям, подписанным несколько лет назад.
По словам источников, иранская сторона не сможет обеспечить добычу нефти, если CNPC не выполнит подрядные инженерные работы и не поставит производственное оборудование. По оценкам CNPC, в ”Северном Азадегане”, в юго-западной провинции Хузестан, добывается около 80 000 баррелей нефти в день после начала добычи в 2016 году.